Статья 21 закона о защите прав потребителей: разделы, комментарии, изменения

Столкнувшись с покупкой некачественного товара, гражданин может предъявить продавцу или изготовителю ряд требований. Одним из них выступает замена бракованного предмета, предусмотренная ст. 21 закона «О защите прав потребителей». Давайте разберемся, как добиться получения исправного товара.

Статья 21 закона о защите прав потребителей: разделы, комментарии, изменения

Случаи, при которых требуется замена товара

Потребители предпочитают замену товара возврату денег, уплаченных за него, по следующим причинам:

  • отсутствие аналогичного товара в иных торговых точках;
  • более высокие цены на такие изделия в других магазинах;
  • отсутствие подобных магазинов поблизости с домом.

В перечисленных ситуациях единственным выходом служит замена непригодной для использования покупки.

Если гражданин приобрел товар, не относящийся к технически сложным (такие изделия перечислены в постановлении Правительства N 924, принятом 10 ноября 2011 года), то он сможет получить качественную вещь в любое время на протяжении гарантийного срока.

Об условиях возврата сложнотехнического товара можно прочитать в этой статье https://potrebexpert.online/5417-ponyatie-usloviya-vozvrata-slozhnotehnicheskogo-tovara-nadlezhashhego-kachestva

Когда купленная вещь входит в упомянутый перечень (автомобили, электроника, оргтехника и другие подобные предметы), обмен возможен только в некоторых случаях.

  • Если требования предъявлены в течение 15 дней после приобретения.
  • Когда товар имеет существенные недостатки. Под ними подразумеваются:
    1. неустранимые неисправности (например, лопнувший кузов автомобиля, делающий машину небезопасной);
    2. случаи, когда ремонт соизмерим по стоимости с новым изделием (примером служит одновременный выход из строя материнской платы, процессора и дисплея ноутбука);
    3. ситуации, при которых сервисный центр не уложится в 45 дней, отведенных законом для восстановления (часто такая проблема связана с дефицитом комплектующих или их долгими поставками);
    4. повторное проявление устраненной ранее поломки (примером служит неоднократный выход из строя дисплея смартфона).
  • Нарушение сроков ремонта покупки (не более 45-ти дней с момента передачи в сервисный центр).
  • Если товар неоднократно ремонтировался на протяжении 30-ти и более дней в течение каждого года действия гарантии.

Статья 21 закона о защите прав потребителей: разделы, комментарии, изменения

Стандартная процедура замены бракованного изделия

Статья 21 закона «О защите прав потребителей» подробно регламентирует процесс возврата покупки. Допускается обращаться как к продавцу, так и к производителю или импортеру. Последнее имеет смысл, если магазин, в котором был приобретен товар, закрылся. Процедура состоит из нескольких этапов.

  1. Составление претензии. Покупателю необходимо изложить суть проблемы, возникшей с изделием, и включить в текст документа требование о замене товара.
  2. Вручение претензии. Гражданину потребуется распечатать 2 экземпляра документа – на одном из них продавец должен поставить отметку о принятии. Допускается направление претензии заказной почтой с уведомлением о вручении.
  3. Рассмотрение требований покупателя. Они должны быть удовлетворены в 7-дневный срок. Исключение составляют ситуации, когда требуются дополнительные проверки. Речь идет об экспертизах по установлению причины возникновения поломки.
  4. Если неисправный товар исследуется специалистами, то срок ответа на претензию по АПК РФ составит 20 дней.

Закон допускает замену бракованного изделия только новым; передача ранее использовавшихся вещей запрещена. При этом гарантийный срок на вновь полученное изделие будет начинаться с даты, когда гражданин заберет его у продавца.

Некоторые особенности замены некачественных товаров

21 статья закона «О защите прав потребителей» предусматривает ряд нюансов.

  1. Если товар был приобретен в местности, относящейся к Крайнему Северу, или на приравненных к нему территориях, то замена товара по гарантии на аналогичный производится не позднее следующей поставки продукции продавцу. Это связано с различными сложностями, возникающими при снабжении (неблагоприятные погодные условия, распутица и другие причины).
  2. Когда на складе продавца нет аналогичного изделия, срок удовлетворения претензии продлевается до 1-го месяца. При этом торговая организация обязана подтвердить факт отсутствия подобной продукции. Часто подобные ситуации возникают при замене смартфонов: производители регулярно меняют линейку продукции и устаревшие модели постепенно выводятся из продажи. Считается, что продавцу хватит 30-ти дней, чтобы найти любой ранее продававшийся товар.

Если получатель претензии не успевает выполнить требования покупателя в недельный срок, то он обязан бесплатно предоставить временную замену в течение 3-х дней после вручения документа.

Исключение составляют товары, перечисленные в постановлении Правительства N 55, принятого 19 января 1998 года (транспортные средства, предметы мебели, электрооборудование для личной гигиены и приготовления пищи, а также оружие и его комплектующие).

Задавайте вопросы в х к статье и получите ответ эксперта

Источник: https://potrebexpert.online/6452-pravo-zameny-brakovannogo-tovara-po-st-21-zopp

Комментарий к статье 21. Замена товара ненадлежащего качества

Комментарий к статье 21. Замена товара ненадлежащего качества

Пункт 1. Комментируемой нормой в первую очередь устанавливаются сроки исполнения продавцом, изготовителем или импортером (уполномоченными представителями) обязанностей по замене товара ненадлежащего качества.

Если же указанные лица сразу признают право потребителя на замену или не исполнят обязанности по проведению проверки, этот срок составляет семь дней. В случае проведения проверки этот срок равен двадцати дням.

Вместе с этим следует обратить внимание на то, что для проведения экспертизы товара специальных сроков не выделяется: в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона экспертиза товара производится в пределах общих сроков, установленных настоящей статьей.

В том случае, когда у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Данная норма во многом нивелирует положения предыдущего абзаца комментируемой статьи, так как часто потребителю бывает сложно или невозможно доказать, что у продавца, изготовителя или импортера есть товар, необходимый для замены.

В результате в большинстве случаев замена в течение месяца с момента предъявления соответствующего требования будет считаться правомерной (точнее, трудно будет доказать обратное).

Это также следует учитывать и при предъявлении других требований, когда лицо, которому было предъявлено требование о замене товара, не исполнит его в сроки, которые устанавливает комментируемая статья Закона.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г.

№ 402) в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления требования потребителя о замене товара, оно должно быть удовлетворено по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы.

В том случае, когда для замены товара требуется более семи дней, продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) по требованию потребителя в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Указанное правило не распространяется на товары, определяемые перечнем в соответствии с пунктом 2 статьи 20 комментируемого Закона. Под понятием «эти же потребительские свойства» нужно понимать свойства товара, связанные с его использованием по назначению, а также для цели, для которой приобретался данный товар. Поскольку данное понятие является оценочным, то в каждом конкретном случае следует определять отдельно, какие свойства товара являются потребительскими.

После проведения замены товара с недостатком потребитель обязан вернуть товар, полученный во временное пользование. При этом потребитель несет ответственность за сохранность этого товара за исключением уменьшения его стоимости в результате нормальной эксплуатации или естественной убыли.

Пункт 2. Надо отметить, что рассматриваемая норма совершенно не учитывает случаев, когда потребитель приобретает товар, бывший в употреблении. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» были установлены Правила комиссионной торговли.

Так же, как и в Законе, в Правилах утверждается право потребителя, которому продан товар ненадлежащего качества, потребовать замены товара. Вместе с тем в законодательстве совершенно не учитывается то, что в случае, когда продавец выступает в качестве комиссионера, ему чаще всего просто неоткуда взять товар для замены, хотя теоретически такая возможность имеется.

Следовательно, в данном случае Закон не учитывает особенностей комиссионной торговли.

При замене товара истечение гарантийного срока начинается по новой, несмотря на то, кем этот срок установлен – изготовителем или продавцом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/36836

Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

1.

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

2. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Комментарий к Ст. 21 ЗоЗПП РФ

1. Комментируемая норма в первую очередь устанавливает сроки исполнения продавцом, изготовителем или импортером (уполномоченными представителями) обязанностей по замене товара ненадлежащего качества.

В том случае, если указанные лица сразу признают право потребителя на замену или не исполнят обязанности по проведению проверки, этот срок составляет семь дней. В случае проведения проверки этот срок равен двадцати дням.

При этом следует заметить, что для проведения экспертизы товара специальных сроков не выделяется, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 ЗоЗПП экспертиза товара проводится в пределах общих сроков, установленных настоящей статьей.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Данная норма во многом нивелирует положения предыдущего абзаца комментируемой статьи 21 Закона «О защите прав потребителей». Дело в том, что очень часто потребителю бывает сложно или невозможно доказать, что продавец, изготовитель или импортер располагают товаром, необходимым для замены.

Таким образом, в большинстве случаев замена в течение месяца с момента предъявления соответствующего требования будет считаться правомерной (точнее, трудно будет доказать обратное).

Это следует учитывать и при предъявлении других требований, когда лицо, которому было предъявлено требование о замене товара, не исполнит его в сроки, установленные комментируемой статьей Закона.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 20 комментируемого Закона. Под понятием «эти же потребительские свойства» следует понимать свойства товара, связанные с его использованием по назначению, а также для цели, для которой приобретался данный товар. В целом данное понятие является оценочным и в каждом конкретном случае следует определять отдельно, какие свойства товара являются потребительскими.

После проведения замены товара с недостатком потребитель обязан вернуть товар, полученный на основании комментируемой нормы ст. 21 ЗоЗПП РФ. При этом потребитель отвечает за сохранность этого товара за исключением уменьшения его стоимости в результате нормальной эксплуатации или естественной убыли.

2. Данная норма совершенно не учитывает случаев, когда потребитель приобретает товар, бывший в употреблении. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» были установлены Правила комиссионной торговли.

В них так же, как и в Законе, указывается на право потребителя, которому продан товар ненадлежащего качества, потребовать замены товара. Вместе с тем законодатель совершенно не учел того, что в случае, когда продавец выступает в качестве комиссионера, ему чаще всего просто неоткуда взять товар для замены, хотя теоретически такая возможность имеется.

Читайте также:  Капитальный ремонт кровли многоквартирного дома: что входит в технический документ крыши

Следует признать, что Закон просто не учитывает особенностей комиссионной торговли.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю. Течение гарантийного срока начинается по новой, несмотря на то, кем этот срок установлен — изготовителем или продавцом.

Источник: http://ZoZPPrf.ru/glava-2/statya-21

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2020

Главная >> Закон о защите потребителей

Любые рыночные отношения требуют контроля со стороны государства. Каждый участник таких отношений обладает собственным набором прав и обязанностей, построенных на принципах справедливости и моральных норм.

И на первое место во всех цивилизованных странах выходят интересы покупателя. В России в роли правового инструмента, охраняющего эти интересы, выступает Закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.92 № 2300-1).

Принятый Закон о защите прав потребителей возвестил о начале принципиально нового этапа в истории экономики нашей страны.

Этот документ положил конец существовавшему в то время хаосу в рыночных взаимоотношениях, раз и навсегда утвердив приоритет потребителя, позиции которого стала защищать само государство.

Данный приоритет выражается в наличии широкого набора прав покупателя, подтверждаемых не менее широкой линейкой обязанностей изготовителя и поставщика.

Статьи закона о защите прав потребителей

  • Статья 0 Преамбула
  • Глава I Общие положения

  • Статья 1 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
  • Статья 2 Международные договоры Российской Федерации
  • Статья 3 Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
  • Статья 4 Качество товара (работы, услуги)
  • Статья 5 Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
  • Статья 6 Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
  • Статья 7 Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
  • Статья 8 Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
  • Статья 9 Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
  • Статья 10 Информация о товарах (работах, услугах)
  • Статья 11 Режим работы продавца (исполнителя)
  • Статья 12 Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
  • Статья 13 Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
  • Статья 14 Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
  • Статья 15 Компенсация морального вреда
  • Статья 16 Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
  • Статья 16.1 Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
  • Статья 17 Судебная защита прав потребителей
  • Глава II Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

  • Статья 18 Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
  • Статья 19 Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
  • Статья 20 Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
  • Статья 21 Замена товара ненадлежащего качества
  • Статья 22 Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
  • Статья 23 Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
  • Статья 23.1 Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
  • Статья 24 Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
  • Статья 25 Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
  • Статья 26 Утратила силу
  • Статья 26.1 Дистанционный способ продажи товара
  • Статья 26.2 Правила продажи отдельных видов товаров
  • Глава III Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

  • Статья 27 Сроки выполнения работ (оказания услуг)
  • Статья 28 Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
  • Статья 29 Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 30 Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 31 Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
  • Статья 32 Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
  • Статья 33 Смета на выполнение работы (оказание услуги)
  • Статья 34 Выполнение работы из материала исполнителя
  • Статья 35 Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
  • Статья 36 Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
  • Статья 37 Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 38 Утратила силу
  • Статья 39 Регулирование оказания отдельных видов услуг
  • Статья 39.1 Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
  • Глава IV Государственная и общественная защита прав потребителей

  • Статья 40 Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
  • Статья 41 Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации органу государственного надзора
  • Статья 42 Утратила силу
  • Статья 42.1 Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
  • Статья 42.2 Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Статья 42.3 Подача и рассмотрение обращений потребителей
  • Статья 43 Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
  • Статья 44 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
  • Статья 45 Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
  • Статья 46 Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

Суть и функции ФЗ о защите прав потребителя

В этом законе защита прав потребителей обеспечивается в следующих двух ключевых процессах рыночного механизма:

  • приобретение покупателем товаров у производителя или поставщика (импортёра);
  • получение услуг у сервисных компаний

В обоих случаях потребитель, согласно закону, имеет право на достойный уровень качества товаров и услуг, а изготовитель (поставщик) обязан обеспечить такое качество в рамках существующих государственных стандартов и технических регламентов.

Базовые функции ФЗ о защите прав потребителей могут быть перечислены следующим списком:

  • определение прав и обязанностей сторон в рыночных взаимоотношениях;
  • описание процедур, защищающих интересы покупателя товаров и услуг;
  • регламент качества работ и продукции;
  • определение требований к безопасности продукции и сервиса;
  • сроки и порядок проведения мероприятий, направленных на поддержку и защиту интересов потребителя;
  • описания полномочий государственных структур и общественных организаций, осуществляющих контроль в этой сфере.

Перечисленные направления предоставляют возможность обеспечить право граждан на приобретение качественной продукции, включая получение полного объёма информации обо всех нюансах такого права.

Актуальные изменения в законе о защите прав потребителей

Как и любой закон, данный ФЗ постоянно требует корректировки в рамках изменений рыночных, финансово-кредитных и социальных отношений. Такие изменения вносятся в виде поправок и дополнений к закону, утверждаемых Правительством и Президентом РФ.

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018 с вступившими в силу корректировками затронул следующие важные моменты:

  • Предприниматели с годовым объёмом свыше 40 млн. рублей с 1 октября 2017 года обязаны использовать для расчётов национальные финансовые сервисы, платежные системы и банковские инструменты. В частности, речь идёт о применении для расчётов карты «МИР».
  • Если выручка от розницы за предыдущий год составила менее 5 млн. рублей, то требование оплаты товара банковскими картами в таких торговых точках утрачивает силу.

Специалисты отмечают, что со временем оплата товаров будет осуществляться исключительно с помощью национальных платежных сервисов. Такой приоритет предоставит возможность существенно повысить контроль над финансовыми операциями, увеличивая комфорт и защиту покупателей.

Закон Российской Федерации о защите прав потребителей и в дальнейшем будет дополняться с учётом сформировавшихся реалий. Эволюция этого законодательного акта обеспечит комплексное соблюдение интересов покупателя с предоставлением новых прав и возможностей потребительской аудитории.

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2020

Источник: http://poiskzakona.ru/zakon-o-zashchite-prav-potrebiteley/

Развитие законодательства о защите прав потребителей последнего десятилетия (2004-2014 гг.). Теория и практика

Тенденции в потребительской сфере с точки зрения законодательства и его применения. Условное разделение на теорию и практику проведено для наглядности разницы между влиянием на рядового потребителя изменений самого закона и изменений практики его применения.

  • 1. Закон (теория)
  • В последнее десятилетие, как и прежде, законодательство о защите прав потребителей в корне своем неизменно. В основе любых нормативных актов, так или иначе затрагивающих потребительскую сферу, все также стоят фундаментальные права потребителей, которые были сформулированы еще в 1973 году в Хартии защиты потребителей, принятой 25-й сессией консультативной ассамблеи Европейского союза, а впервые озвучены более 50 лет назад:
  • —                    Право потребителей на защиту и помощь – определяет собой обязанность государства методами законодательного регулирования внедрять требования, обеспечивающие безопасность товаров (работ, услуг), а также обеспечивать эффективную защиту потребителей и предоставление им квалифицированной юридической помощи.
  • —                    Право на компенсацию в случае ущерба – потребитель должен иметь право на возмещение любого ущерба, причиненного как ненадлежащей информацией о товаре (работе, услуге), так и самим товаром (работой, услугой).
  • —                    Право на консьюмерскую информацию – потребитель должен иметь достаточную информацию о товаре (работе, услуге) и об изготовителе (исполнителе, продавце).
  • —                    Право на консьюмерское образование – граждане имеют право на просвещение в области защиты прав потребителей.

Несомненно, закон, как регулятор общественных отношений должен поспевать за изменением самих отношений, реагировать на появление новых товаров, услуг, изменения в жизнедеятельности человека. Не стал исключением и Закон РФ от 07.

02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». С 2004 года только сам закон претерпел 15 редакций, как технического характера, так и более серьезных. Основные изменения произошли в 2004[1] и 2007[2] годах, о них мы и поговорим.

Начало 2004 года ознаменовалось изменением государственного органа, осуществляющего надзор за соблюдением прав потребителей. Если ранее этим занималось канувшее в лету Министерство по антимонопольной политике, то с 2004 года функции переданы во вновь образованную федеральную службу – Роспотребнадзор.

В канун нового 2005-го года в законе появились новые термины «уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель» и «импортер»[3]. Если с последним все ясно, то кто такая «уполномоченная организация» стоит прояснить. Это те самые сервисные центры (бытовой техники, телефонов и пр. товаров), автодилеры. Как правило, это организации, осуществляющие гарантийный ремонт.

Чем так важны эти термины? Дело в том, что все права, которые есть у потребителя (вернуть или обменять некачественный товар, провести гарантийный ремонт и пр.), ранее могли реализоваться только в отношениях с продавцами (торговая организация) и изготовителями.

А теперь вспомним, как долго существовали магазинчики, торгующие сотовыми телефонами. Порой они «пропадали» уже через пару дней.

В такой ситуации, если у потребителя ломался гарантийный телефон, с точки зрения закона он мог обратиться за гарантийным ремонтом только к изготовителю – в Китай, Финляндию… Конечно это приводило к тому, что гарантия становилась аморфной, а ремонт телефона потребителю приходилось оплачивать самому.

После названных изменений закона у потребителя появилось право предъявить соответствующие требования как к импортеру, то есть к организации, которая является фактическим представителем бренда в России, так и в те самые сервисные центры.

Справедливости ради отмечу, что и до 2004 года в Законе о защите прав потребителей была предусмотрена возможность существования сервисных центров, но формулировки, использованные ранее в законе, приводили к неоднозначному толкованию, что в итоге сказывалось на реальной возможности потребителя провести гарантийный ремонт в своем городе.

Что же касается импортеров – это безусловная новация. Конечно организациям, осуществляющим импорт товаров в нашу страну, это категорически не понравилось. Так, например, на автомобильном рынке официальные представительства торговых марок в России тогда даже подумать не могли какие «убытки» им вскоре придется нести.

Речь о том, что у потребителя появилось право вернуть некачественный автомобиль не в салон, где тот был куплен, а непосредственно импортеру.

Плюс такого выбора, на фоне банкротящегося авто-холдинга РРТ очевиден – выиграв суд, потребитель получит реальные деньги, а не встанет в очередь кредиторов на год-два, где в конце на всех денег уже не хватит.

Тогда же в декабре 2004 года было уточнено положение о том, что цена на товар обязательно должна указываться в рублях[4]. Все мы помним пресловутые «у.е.» и как не просто было переводить их в наши, «деревянные». Если добавить, что курс «у.е.» в некоторых магазинах отличался в разы, получим полную вакханалию в умах покупателей, пытающихся сходу определить, высока цена или приемлема.

Как не вспомнить реинкарнацию, пожалуй, самой нелюбимой коммерсантами потребительской санкции – штрафа, взыскиваемого судом с нерадивого магазина, салона и других хозяйствующих субъектов[5].

Напомню, что сегодня практически любой иск потребителя в случае его победы, влечет для ответчика дополнительный штраф в размере еще половины от всего, что с него взыскано. До 2004 года штраф в законе тоже предусматривался, но было два критических отличия.

Прежде всего, его размер составлял 100% от цены иска. Для тех, кому не доводилось бывать в судах, поясню, цена иска – это то, что вы просите у суда, но совсем не то, что суд вам присудит.

Правда, такой поистине гигантский размер штрафа нивелировался усмотрением суда – он мог штраф взыскать, а мог и не взыскать (что было чаще). Сегодня взыскание штрафа не право суда, а его обязанность.

Не обошло стороной и развитие «всемирной паутины». В Законе о защите прав потребителей в 2004 году введена новая статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товара».

Читайте также:  Срок годности замороженной курицы и охлажденного мяса и фарша из свинины и говядины

Как видно из ее именования, регулирует она вопросы приобретения (заказа) товара на отдаленном для потребителя расстоянии.

Однако содержание статьи говорит не только об этом – она определяет любую покупку товара, когда потребитель не имеет возможность «пощупать» товар или его образец.

Такие ситуации имеют место как с Интернет-магазинами, так и к обычными, где заказ товара производится по каталогами, брошюрам и т.д. Самое важное правило, закрепленное данной статьей, – это право потребителя при дистанционной продаже вернуть товар без объяснения причин в течение 7 дней с его получения, а в некоторых случаях в течение трех месяцев.

Введено такое право исходя из специфики момента заказа товара – потребитель не может в полной мере ощутить все характеристики товара, а «внешность», как известно, бывает обманчива.

Изменения, внесенные в Закон о защите прав потребителей в 2007 года, в первую очередь коснулись наиболее известной статьи закона – 18. Эта статья определяет права потребителя и порядок их реализации в отношении бракованных товаров. По основной части товаров возможности потребителя остались те же – отремонтировать товар, обменять или вернуть его.

Но из закона, наконец, было убрано такое расплывчатое понятие как «дорогостоящий товар». Дело в том, что заменить такой товар раньше можно было только при наличии существенных недостатков, чем является далеко на каждый дефект. Аналогичное правило работало и работает по сей день в отношении так называемых технически сложных товаров.

Но с ними все намного проще – есть конкретный перечень таких товаров. В случае с «дорогостоящими товарами» однозначного перечня не существовало и на практике чем только не приходилось руководствоваться. В разных случаях товары одной и той же стоимости могли признаваться и «дорогостоящими» и не «дорогостоящими». Абсурд, скажите вы.

Повседневная реальность – отвечу я.

Одновременно, в отношении возможности возврата или обмена бракованного технически сложного товара появился льготный период – 15 дней с покупки, в течение которого существенность недостатка значения не имела. В этот срок достаточно было выявить любой производственный недостаток.

По истечении этого периода потребителю предоставлено два новых основания для обмена или возврата товара: нарушение срока ремонта или невозможность использовать товар из-за разных ремонтов в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока. По праву, последнее нововведение до сих пор вызывает в судебной практике разночтения.

Дополнен и порядок выявления причины брака. В тех случаях, когда магазин сомневался в производственном характере недостатка, он должен был организовать проведение экспертизы товара.

Вот здесь и крылась хитрость многих магазинов – при проведении экспертизы срок на возврат денег, обмен товара или его ремонт как бы приостанавливался. Надо ли объяснять, что длиться такая экспертиза могла как день, так и полгода.

В редакции закона 2007 года и эта лазейка недобросовестных предпринимателей была закрыта – установлено, что экспертиза проводится в сроки, установленные для соответствующих требований[6].

К слову о сроках гарантийного ремонта, точнее его бессрочности. Да, да, раньше потребитель мог ждать окончания гарантийного ремонта… 3 года.

И это было абсолютно законно, если такой срок прописан в накладной на приемку товара в ремонт. Но 7 лет назад законодатель четко ограничил срок гарантийного ремонта 45 днями.

Что не менее важно – было установлено, что отсутствие необходимых запасных частей не позволяет увеличить этот срок ни при каких обстоятельствах.[7]

Также с 2007 года любой магазин, сервисный центр или официальный дилер, при выдаче товара из гарантийного ремонта обязаны выдавать потребителю письменную информацию о дате его обращения за ремонтом, передачи товара в ремонт и возвращения потребителю. Кроме того, такой документ должен содержать список использованных при ремонте запасных частей и проделанных работах.[8]

Казалось бы – если все отремонтировано, зачем такие формальности. Все дело в значимости этой информации, если, скажем, вы решите вернуть технически сложный товар по причине повторной поломки, которая ранее уже ремонтировалась.

С точки зрения закона, такой рецидив означает существенность недостатка, т.е. право его вернуть. Однако, если у вас не осталось (не было вовсе) документа о предыдущем ремонте, то в этот раз снова придется довольствоваться только ремонтом.

Ребром встают подобные обстоятельства в спорах по автомобилям, когда ценность одной «бумажки» измеряется сотнями тысяч рублей.

Появилась в Законе о защите прав потребителей в 2007 году и новая статья – 23.1 «Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю».

Конечно, в Гражданском кодексе и раньше допускался случай, когда продавец не передает предварительно оплаченный товар. Однако сколь-нибудь серьезную ответственность продавец в таком случае не нес.

«Потребительская» статья установила, что при просрочке с передачей товара покупателю, последний может потребовать неустойку в размере 0,5% от суммы предоплаты за каждый день.[9]

Изменения в самом Законе о защите прав потребителей хоть и являются ключевыми, но для регулирования частных вопросов, отдельных видов услуг, этим же законом предусмотрено принятие Правительством России соответствующих правил.

Этим правомочием Правительство довольно активно пользовалось в 2005-2007 гг. Тогда были приняты правила:

—         оказания услуг подвижной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328);

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/12077

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2020

  • Статья 0 Преамбула
  • Глава I Общие положения

  • Статья 1 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
  • Статья 2 Международные договоры Российской Федерации
  • Статья 3 Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
  • Статья 4 Качество товара (работы, услуги)
  • Статья 5 Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
  • Статья 6 Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
  • Статья 7 Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
  • Статья 8 Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
  • Статья 9 Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
  • Статья 10 Информация о товарах (работах, услугах)
  • Статья 11 Режим работы продавца (исполнителя)
  • Статья 12 Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
  • Статья 13 Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
  • Статья 14 Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
  • Статья 15 Компенсация морального вреда
  • Статья 16 Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
  • Статья 16.1 Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
  • Статья 17 Судебная защита прав потребителей
  • Глава II Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

  • Статья 18 Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
  • Статья 19 Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
  • Статья 20 Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
  • Статья 21 Замена товара ненадлежащего качества
  • Статья 22 Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
  • Статья 23 Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
  • Статья 23.1 Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
  • Статья 24 Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
  • Статья 25 Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
  • Статья 26 Утратила силу
  • Статья 26.1 Дистанционный способ продажи товара
  • Статья 26.2 Правила продажи отдельных видов товаров
  • Глава III Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

  • Статья 27 Сроки выполнения работ (оказания услуг)
  • Статья 28 Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
  • Статья 29 Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 30 Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 31 Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
  • Статья 32 Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
  • Статья 33 Смета на выполнение работы (оказание услуги)
  • Статья 34 Выполнение работы из материала исполнителя
  • Статья 35 Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
  • Статья 36 Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
  • Статья 37 Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 38 Утратила силу
  • Статья 39 Регулирование оказания отдельных видов услуг
  • Статья 39.1 Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
  • Глава IV Государственная и общественная защита прав потребителей

  • Статья 40 Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
  • Статья 41 Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации органу государственного надзора
  • Статья 42 Утратила силу
  • Статья 42.1 Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
  • Статья 42.2 Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Статья 42.3 Подача и рассмотрение обращений потребителей
  • Статья 43 Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
  • Статья 44 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
  • Статья 45 Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
  • Статья 46 Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

Как и любой закон, данный ФЗ постоянно требует корректировки в рамках изменений рыночных, финансово-кредитных и социальных отношений. Такие изменения вносятся в виде поправок и дополнений к закону, утверждаемых Правительством и Президентом РФ.

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018 с вступившими в силу корректировками затронул следующие важные моменты:

  • Предприниматели с годовым объёмом свыше 40 млн. рублей с 1 октября 2017 года обязаны использовать для расчётов национальные финансовые сервисы, платежные системы и банковские инструменты. В частности, речь идёт о применении для расчётов карты «МИР».
  • Если выручка от розницы за предыдущий год составила менее 5 млн. рублей, то требование оплаты товара банковскими картами в таких торговых точках утрачивает силу.

Специалисты отмечают, что со временем оплата товаров будет осуществляться исключительно с помощью национальных платежных сервисов. Такой приоритет предоставит возможность существенно повысить контроль над финансовыми операциями, увеличивая комфорт и защиту покупателей.

Закон Российской Федерации о защите прав потребителей и в дальнейшем будет дополняться с учётом сформировавшихся реалий. Эволюция этого законодательного акта обеспечит комплексное соблюдение интересов покупателя с предоставлением новых прав и возможностей потребительской аудитории.

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2020

Суть и функции ФЗ о защите прав потребителя

В этом законе защита прав потребителей обеспечивается в следующих двух ключевых процессах рыночного механизма:

  • приобретение покупателем товаров у производителя или поставщика (импортёра);
  • получение услуг у сервисных компаний

В обоих случаях потребитель, согласно закону, имеет право на достойный уровень качества товаров и услуг, а изготовитель (поставщик) обязан обеспечить такое качество в рамках существующих государственных стандартов и технических регламентов.

Базовые функции ФЗ о защите прав потребителей могут быть перечислены следующим списком:

  • определение прав и обязанностей сторон в рыночных взаимоотношениях;
  • описание процедур, защищающих интересы покупателя товаров и услуг;
  • регламент качества работ и продукции;
  • определение требований к безопасности продукции и сервиса;
  • сроки и порядок проведения мероприятий, направленных на поддержку и защиту интересов потребителя;
  • описания полномочий государственных структур и общественных организаций, осуществляющих контроль в этой сфере.

Предлагаем ознакомиться  Образец обходного листа работника при увольнении

Перечисленные направления предоставляют возможность обеспечить право граждан на приобретение качественной продукции, включая получение полного объёма информации обо всех нюансах такого права.

закон защита потребитель правый работа

Источник: https://express124.ru/rabota-zakonom-zashchite-prav-potrebiteley/

Поправки в закон О защите прав потребителей

Комментарий к принятым последним изменениям в потребительском законодательстве

25 октября 2007 г. Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации». Законопроект готовился более года.

Его с нетерпением ждали миллионы российских потребителей, поскольку он направлен на ликвидацию ряда «дыр» в действующем законодательстве, позволяющих недобросовестным предпринимателям нарушать законные права и интересы граждан.

Он также важен и для предпринимательского сообщества, поскольку делает более прозрачными их отношения с потребителями.

Из наиболее существенных изменений в законодательстве следует обратить внимание на следующие.

В настоящее время, когда все большее число покупок персонифицируется (расширился перечень товаров, при продаже которых требуется указание данных о покупателе, широкое распространение получили расчеты банковскими карточками, покупки товаров в кредит) формулировка названия статьи 18 (Последствия продажи товара ненадлежащего качества) и ее первого абзаца п. 1, где сказано: «потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, …вправе…», стала использоваться продавцами для отказа в удовлетворении требований потребителям, не являющимися непосредственными покупателями товара ненадлежащего качества. Теперь название статьи «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» и текст указанного абзаца «потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, …вправе…» позволяют потребителю в полном соответствии с его определением, данном в преамбуле закона, воспользоваться всеми правами, установленными статьей 18.

Анализ показывает, что сегодня наиболее часто нарушаются права потребителей при гарантийном обслуживании бытовой и электронной техники. Сроки устранения выявленных дефектов растягиваются на многие месяцы.

Заменить неисправный товар становится невозможным, поскольку он объявляется дорогостоящим, а в этом случае для замены надо выявить в товаре существенный недостаток.

К тому же в последнее время сложилась судебная практика, когда и требование вернуть деньги за вышедший из строя товар также стало обуславливаться наличием в нем существенного недостатка.

В законе дано определение, что существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени. Однако что можно считать несоразмерными расходами или затратами времени – определяет предприниматель.

Читайте также:  Норма температуры горячей воды в многоквартирном жилом доме: какой должно быть в кране гвс по снип

Вот и получалось, что доказать существенность недостатка потребителю удается далеко не всегда. С учетом всего этого в принятых поправках в статье 20 жестко регламентируется максимальное время на гарантийный ремонт – 45 дней.

Если в этот срок не уложились, то потребитель вправе предъявить другое требование, предусмотренное законом: например, заменить товар ненадлежащего качества на другой товар или же потребовать вернуть уплаченные за него деньги. Также обговорена и ситуация, когда в товаре в течение гарантийного срока выявляются разные недостатки, также требующие устранения. Теперь, в статье 18 записано, что если срок устранения различных недостатков в течение одного года гарантийного периода в совокупности превысит 30 дней, у потребителя также появляется право на предъявление других требований.

У некоторых предпринимателей и защитников прав потребителей возникает вопрос, а нет ли противоречия в сроках гарантийного ремонта, установленных в статьях 18 и 20? Не является ли основанием для автоматического предъявления потребителем другого требования, если сервисная служба предлагает, например, устранить недостаток в товаре в течение 30-40 дней? Это не так. Ведь в статье 18 право на замену или возврат технически сложного товара возможно при превышении тридцати дней его нахождения в гарантийном ремонте вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. То есть у предпринимателей появилось право на хотя бы один ремонт в пределах гарантийного срока товара.

Однако реализация этого права возможна лишь по истечении 15 дней после продажи технически сложного товара, поскольку в пределах этого срока принятые поправки в статью 18 позволяют потребителю возвратить или заменить технически сложный товар ненадлежащего качества без выявления в нем существенного недостатка (не надо путать с правом потребителя на обмен товара надлежащего качества на аналогичный, если он не подошел по размеру, цвету, фасону и т.п. – это право у потребителя осталось). Тем самым упростилась для потребителя возможность вернуть только что приобретенный товар с несущественным недостатком. А ведь многим из нас приходилось сталкиваться с крайне обидной ситуацией – не успеешь купить товар, а он уже не работает. А в замене или возврате вам отказывают – только ремонт. И начинаются многомесячные хождения по «мукам».

В то же время «свое» получили и добросовестные предприниматели.

В новой редакции закона разрешена существовавшая коллизия между правом потребителя отказаться от исполнения договора купли-продажи товара ненадлежащего качества при любом выявленном недостатке и возможностью его замены на аналогичный товар лишь при наличии существенного недостатка. Теперь замена технически сложного товара и возврат денег за него по истечении 15 дней после продажи возможны только при обнаружении существенного недостатка.

В законе исключено понятие «дорогостоящий» товар, поскольку оно фактически лишало возможности досудебного урегулирования спора. Ведь определение, относится данный товар к дорогостоящим или нет, всецело зависело от решения судьи.

Вот и получалось, что один и тот же товар в зависимости от материального положения потребителя в одном случае считался дорогостоящим и для его замены требовалось наличие существенного недостатка, а в другом требования потребителя удовлетворялись без проблем.

Столь существенные изменения в законе потребовали внести уточнения и дополнения в статью 503 ГК РФ.

В частности, структура и содержание данной статьи ГК увязаны с сопряженной с ней статьей 18 закона «О защите прав потребителей».

Кроме того статью 503 ГК включено дополнение, оговаривающее, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное.

Еще одна проблема, которую должен разрешить принятый закон, связана с тем, что потребитель, передавший в гарантийный ремонт товар, не получал полной информации о том, какие недостатки в нем были выявлены и каким образом были устранены. Соответственно в дальнейшем судьба товара ставилась в зависимость от квалификации и порядочности сервисной службы.

Поэтому, если в дальнейшем в товаре выявлялись недостатки, установить их причину, наличие или отсутствие в этом вины изготовителя, СЦ либо потребителя становилось затруднительно.

По новой норме закона сервисная служба при выдаче товара из гарантийного ремонта обязана предоставить потребителю в письменной форме подробную информацию о выявленных недостатках, об использованных запасных частях и т.п.

Больным вопросом для предпринимателей и потребителей было удовлетворение требований о выдаче на время замены или ремонта товара ненадлежащего качества аналогичного товара.

Неопределенность этого понятия часто приводила к конфликту интересов: некоторые потребители требовали предоставить на подмену точно такой аппарат, который был сдан в ремонт, а некоторые продавцы на подмену мобильного телефона со многими «навороченными функциями» (фото, Интернет и т.п.

) предлагали устаревшую модель «с одной кнопкой». Понять можно позицию и тех и других. Естественно, что сервисные службы не могут иметь в подменном фонде весь товарный ассортимент, а конкретному потребителю необходима модель телефона с функциями, которые сервис не считает основными.

В принятом законе в статьях 20 и 21 теперь записано, что товар, предоставляемый на подмену, должен обладать «этими же основными потребительскими свойствами». А информацию об основных потребительских свойствах товара согласно статье 10 должна быть предоставлена потребителю в обязательном порядке.

То есть у обеих сторон есть возможность на основании объективных данных, содержащихся в техдокументации о товаре, определиться с подменой, избежав конфликта.

Новая редакции закона пресекает еще одну уловку недобросовестных предпринимателей, направленную на затягивание сроков удовлетворения законных требований потребителя. При обращении потребителя с вышедшим из строя товаром ему предлагается товар сначала отправить на экспертизу, а потом по ее результатам заявлять какое-либо требование.

Потребитель подписывает заявление о направлении на экспертизу и попадает в ловушку. Дело в том, что закон предусматривает ряд возможных требований потребителя по защите его прав, на удовлетворение которых устанавливается определенный срок. На возврат денег 10 дней, на замену товара до 20 дней и т.д.

Но в законе сроки на проведение экспертизы прямо не определены, право потребителя на предоставление ему безвозмездно аналогичный товар на подмену возникает у него лишь при требовании ремонта или замены товара ненадлежащего качества.

В результате потребителю на время проведения экспертизы по формальным основаниям отказывали в подмене, срок нахождения товара на экспертизе мог продолжаться бесконечно долго. Иногда, если поломка носила не очень сложный характер, товар ремонтировался, а потребителю заявляли, что дефекта не было.

Поскольку потребителю также отказывали и в возможности присутствовать при экспертизе, проверить, какие манипуляции с его товаром были произведены, он не мог. Теперь в законе четко записано, что экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя, а потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара.

Принятые поправки значительно повышают ответственность продавцов, несвоевременно передающих потребителям предварительно оплаченный товар.

Прежде ответственность продавца за это нарушение регулировалась договором либо статьями 395 и 487 ГК РФ, и за задержку с доставкой товара на два-три месяца потребитель был вправе требовать неустойку в размере двух-трех, в лучшем случае шести-девяти процентов от суммы предоплаты, чем и пользовались недобросовестные продавцы. По новым нормам статьи 23.

1 размер пени должен составить 0,5 % за день просрочки. Таким образом, наказание становится весьма ощутимым – нарушителю придется за задержку поставки товара на те же два-три месяца возместить уже 30-45 % от предварительно уплаченной за недопоставленный товар суммы.

Однако для чистоты применения данной нормы понадобилось маленькое добавление в пункт 4 статьи 487 ГК РФ позволяющий устанавливать размер неустойки не только ГК или договором, но и законом.

Принятие закона проходило весьма не просто. Еще перед самым вторым чтением законопроекта в Государственной Думе возбудились банкиры, которых сильно напугала поправка, обязывающая раскрывать более полную информацию об условиях потребительского кредита.

Известно, что банки всеми возможными средствами стараются скрыть от заемщика истинный размер будущих выплат по кредиту. Предлагают, например, кредит за 12 % годовых, а на деле оказывается, что для его погашения потребуется заплатить все 65 %.

Рекомендуют минимальный размер уплаты по кредиту, а спустя два года потребитель с удивлением и случайным образом узнает, что его долг банку не уменьшился, поскольку все это время он погашал не сам кредит, а проценты и дополнительные услуги по нему.

Тем не менее, поправка, обязывающая при продаже товаров в кредит в обязательном порядке предоставлять потребителю информацию о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и график погашения этой суммы, была принята.

Сильнейшее сопротивление вызвала поправка, направленная на упорядочение предоставления информации о содержании в продуктах питания ГМО. В прежней редакции закона количественный порог наличия ГМО, начиная с которого, информация об этом должна быть предоставлена в обязательном порядке, не был установлен.

Поэтому изготовители и продавцы, используя импортное сырье или товары, на которых отсутствует маркировка о присутствии в них ГМО, даже при соблюдении европейского и отечественного стандарта формально становились нарушителями закона.

Этим охотно пользовались экстремисты-экологи, проводя показательные акции по демонстрации в магазинах товаров-нарушителей. Можно предположить, что эти действия были не всегда бескорыстны и могли использоваться в конкурентной борьбе транснациональными компаниями – производителями химических средств защиты растений на потребительском рынке.

Принятая поправка обязывает производителей информировать путем маркировки на упаковке потребителей о наличии в продуктах генно-инженерно-модифицированных организмов в случае, если их содержание в соответствующем компоненте составляет более 0,9 процентов, что соответствует российским и европейским нормам, в соответствии с которыми содержание в пищевых продуктах компонентов, полученных с применением ГМО, менее указанного уровня является случайной или технически неустранимой примесью.

С введением закона о техническом регулировании действующие Госты и ТУ носят обязательный характер лишь в части требований к безопасности и идентификации товаров. В результате многие нарушения требований стандартов формально перестали считаться недостатком, исходя из его определения, данного в преамбуле закона.

Например, изготовители или продавцы облезлую в течение гарантийного срока с автомобиля краску не считали недостатком, хоть это и не соответствовало требованиям Госта.

В новой редакции качество товара (услуги, работы) должно соответствовать не только договору либо обязательным требованиям, предусмотренным законами или в установленном ими порядке, но и обычно предъявляемым требованиям, под которыми в том числе следует понимать действующую техническую документацию.

Закон предоставляет потребителю право возвращать товар ненадлежащего качества также и импортеру, повышая ответственность последнего за поставки товаров надлежащего качества.

В новой редакции закона разрешена существовавшая коллизия, при которой право потребителя назначать разумный срок устранения недостатков выполненной работы (услуги) было обусловлено необходимостью указания назначенного им срока в договоре или ином документе, подписываемом сторонами, что фактически давало возможность исполнителю диктовать удобные ему сроки. Теперь потребитель вправе указать срок устранения недостатка также и в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

Принятый закон уточняет в ст. 497 ГК РФ процедуру продажи товаров по образцам и дистанционный способ продажи товаров, что снимает формальные противоречия между ст.26.

1 закона «О защите прав потребителей», устанавливающей признаки, порядок дистанционного способа продажи, права и ответственность продавцов и потребителей, и ст.

497 ГК РФ, в которой были смешаны признаки дистанционной продажи и продажи товаров по образцам, имеющих разные правовые последствия при отказе от исполнения договора купли-продажи.

В законе статьи 26 и 38 объявлены утратившими силу. Однако сделано это было вовсе не из-за желания отобрать право у Правительства утверждать правила продажи отдельных видов товаров, бытового и иных видов обслуживания. Дело в том, что еще в ноябре 2006 года п.

2 статьи 1 закона был дополнен абзацем следующего содержания: «Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям».

Таким образом, введенная в силу еще год назад и более емкая по своему содержанию норма фактически сделала указанные статьи ненужными.

Вступление закона в силу было отложено на 45 дней, чтобы дать возможность изготовителям, продавцам, сервисным службам заранее подготовиться к новым требованиям.

Полтора месяца на перестройку работы в связи с новыми требования законодательства – это, конечно, не много, но для тех продавцов и исполнителей работ, которые и раньше ориентировались на добросовестное исполнение требований закона, доброжелательное отношение к потребителям, — вполне достаточное.

Вместе с тем, чтобы не получилось «как всегда» в России, когда строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения, Союз потребителей России намерен в течение ближайших двух-трех месяцев провести массовую общероссийскую акцию по проверке готовности предприятий потребительского рынка работать в новых условиях.

В ходе акции будут проверены полнота информации об условиях договоров на покупку товаров в кредит, приведены ли в соответствие формы гарантийных талонов, квитанций для проведения гарантийного ремонта, документов, которые теперь обязан предоставлять сервис потребителю по завершении гарантийного ремонта, договоров купли-продажи товаров с предварительной оплатой.

Источник: http://zashita-prav-potrebitelya.ru/popravki-v-zakon-o-zaschite-prav-potrebiteley

Ссылка на основную публикацию