Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок

1
Тлегенов Б.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО Воронежская государственная лесотехническая академия
Выполнен анализ показателей и методов оценки качества системы городского пассажирского транспорта (ГПТ). В работе вкратце изложены различные методы, использованные при оценке качества системы городского пассажирского транспорта. Проанализированы труды таких ученых, как Сидоров Е.

А., Варелопуло Г. А., Спирин И. В., Артемьев С.П., Шабанов А.В., Рубец А.Д. Выявлены недостатки методов в работах авторов.

Проведенное исследование теоретических аспектов управления и оценки качества услуг ГПТ позволило сделать выводы о многообразии существующих подходов оценки качества, которые требует разработки эффективных и корректных методов, опирающиеся на более современные аппараты вычислений, основанных на единых принципах, а также определения адекватных критериев и показателей качества. Сложностью этой задачи помимо несоизмеримости в абсолютных единицах усугубляется еще и неодинаковым отношением пассажиров к одним и тем же факторам. Сформулировано множество показателей качества, предпочитаемые пассажирами, такие как минимальное время доставки, максимальная безопасность, надежность перевозок, регулярность движения автобусов, гарантированное время работы автобусов на маршруте, наличие дополнительных услуг, наличие различных уровней транспортного обслуживания, приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания), удобство, комфорт, отлаженная система информации, приемлемая стоимость перевозки.

1. Большаков А. М. Повышение уровня обслуживания пассажиров автобусами на основе комплексной системы управления качеством: дис. … канд. экон. наук. — М., 1981. — 174 с.
2. Варелопуло Г. А. Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте. — М.: Транспорт, 1990. — 208с.
3. Гудков В. А., Миротин Л. Б., Вельможин А. В., Ширяев С. А. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / Под ред. В. А. Гудкова. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 448 с.: ил.
4. Мун Э. Е., Рубец А. Д. Оптимизация перевозок пассажиров маршрутными такси. — М., Транспорт, 1986.
5. Сидоров Е. А. Экономическая и социальная эффективность использования автобусов большой вместимости при организации транспортного обслуживания населения в городах: дис. … канд. экон. н. — М., 1989. — 214 с.
6. Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками : учебник для студ., учреждений среднего проф. образования / И. В. Спирин. — 5-e изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 400 с.
7. . Шабанов А. В. Региональные логистические системы общественного транспорта: методология формирования и механизм управления. — Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВЩ, 2001. — 205 с.
8. Harrington E. C. The desirability function. Industrial Quality Control. 1965. Vol. 21 (10). Р. 494-498.
Вопрос качества в условиях рыночной экономики играет решающую роль. Необходимость обеспечения высокого качества транспортного обслуживания пассажиров непосредственно установлена Уставом автомобильного транспорта РФ, определившим полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках, в качестве главной задачи пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП). Перевозки пассажиров должны осуществляться с обеспечением безопасности, предоставлением необходимых удобств и при высокой культуре обслуживания пассажиров.

  • Для предоставления качественных услуг по перевозке пассажиров необходимо обеспечивать планирование, организацию, стимулирование, регулирование и контроль качества пассажирских перевозок, которые должны охватывать работу транспортных средств всех форм собственности.
  • До середины 1990-х годов в СССР и России основным показателем качества являлся коэффициент качества Kk, который определяется как отношение величины затрат времени на поездку при заданных теоретически абсолютно комфортных условиях поездки t3пер, к фактическим затратам времени на поездку в реальных условиях tфпер:
  • .

Нормативы затрат времени одного пассажира на поездки городским автобусом (для города с числом жителей 500-1000 тыс. чел. составляют 28, 35 и 43 минуты для образцового, хорошего и удовлетворительного уровней качества обслуживания) не учитывают планировку городов [3]. Время, затрачиваемое на поездку, включает подходы к остановочному пункту и месту назначения; поездку в транспорте; пересадке на другой маршрут; ожиданию транспорта из-за отказов в посадке вследствие перегруза транспортного средства.

Большаков А. М. [1] рекомендует определять показатель качества транспортного обслуживания в городах согласно выражению:

Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок

где tн — норматив времени, затрачиваемого пассажиром на поездку, мин (предполагалось установить 40 мин. для городов с численностью жителей более 1 млн, 35 мин. — от 500 тыс. до 1 млн, 30 мин. — от 250 до 500 тыс., 25 мин. — менее 250 тыс.);

  1. tф — время, фактически затрачиваемое пассажиром на поездку, мин.;
  2. ун — нормативный коэффициент наполнения, рекомендуемый для городских перевозок в среднем не более 0.3, а в часы пик 0,8;
  3. уф — фактическое значение коэффициента наполнения;
  4. R — показатель регулярности движения.

Предлагаемые показатели качества оценивают качество организации движения автобусов на маршрутах, качество работы ПАТП и удобство перевозок для пассажиров.

Автором предлагается дифференциальная оценка качества в виде отношения нормативного уровня показателя к фактическому (коэффициент относительного обеспечения норматива).

С целью проведения сопоставительной оценки качества перевозок устанавливается четырехуровневая система оценок: образцовый, хороший, удовлетворительный и неудовлетворительный уровни качества.

Важнейшим элементом оценки качества обслуживания является интегрированная величина коэффициента качества, содержащего в себе оценки по частным показателям:

  • наполнение автобуса;
  • затраты времени на поездку;
  • регулярность движения подвижного состава;
  • безопасность движения пассажиров при перевозке.

Недостатком является трудность определения нормативного уровня показателя затрат времени на поездку для различных городов.

Сидоров Е. А. [5] предлагает следующие показатели качества:

  • продолжительность перемещения,
  • комфортность,
  • стоимость перемещения.

Не учитывается время ожидания транспортного средства; не оценивается работа пассажирских предприятий по соблюдению заданного интервала движения автобусов на линии.

В работе Варелопуло Г. А. «Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте» [2] качество обслуживания пассажиров ГПТ определяется многими показателями:

  • доступность;
  • комфорт поездки;
  • минимум затрат времени на передвижение по городу;
  • высокая надежность работы подвижного состава;
  • регулярность сообщений при безусловном обеспечении безопасности перевозок.

Спирин И. В. [6] приводит следующую систему показателей для оценки качества перевозок пассажиров (рис. 1):

Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок

Рис. 1. Структура показателей качества обслуживания пассажиров (на примере автобусных перевозок)

Качество представлено вектором в n-мepной системе координат (рис. 2), где n — число показателей оценки качества. По каждой координатной оси отложено значение соответствующего показателя качества.

Геометрическая интерпретация качества также возможна в виде так называемой радарной диаrpаммы, представляющей собой исходящие из общей начальной точки координатные оси лучи, на которые отложены уровни соответствующих показателей качества (рис. 3).

Векторная интерпретация качества лаконично и cтpoгo объясняет принципиальное различие двух категорий: «качество» и «количество». Количество всегда скалярная величина. Количество представляется положением точки на числовой оси.

Качество, напротив, невозможно представить только одним показателем. Если так поступить, то вместо оценки качества получается оценка количественного уровня данного показателя.

Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок

Рис. 2. Векторное представление качества (число показателей качества равно трем: Х, Y, Z; индексы 1 и 2 показывают исходное и нормативное качество): К1 и К2 — соответственно исходное и нормативное качество обслуживания

Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок                           

Рис. 3. Радарная диaгpамма (1…6 — номера осей, по которым отложены значения показателей качества. Для наглядности эти значения соединены линиями)

Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) в 1987 г. создал комплексную систему управления качеством пассажирских перевозок (КС УКПП).

Она предусматривает внедрение системы показателей для оценки деятельности производственно-технической и эксплуатационной служб предприятия, ряда его структурных подразделений. Предусмотрена увязка системы стимулирования персонала данных подразделений с достигнутым уровнем соответствующих показателей качества работы.

Согласно «Типовому проекту комплексной системы управления качеством пассажирских перевозок во всех видах сообщений» показателями качества обслуживания пассажиров автобусами являются:

  • количество стоящих пассажиров на 1 м2 свободной площади пола;
  • коэффициент использования вместимости автобусов;
  • регулярность;
  • безопасность движения подвижного состава.

Эти показатели, характеризуя эффективность функционирования пассажирских предприятий, не полностью отражают степень удовлетворения потребностей пассажиров в перевозках.

Анализ рассмотренных показателей качества транспортного обслуживания пассажиров позволяет сделать следующие выводы:

  • предлагаемые авторами критерии эффективности функционирования ГПТ различны по своей содержательной сущности;
  • большинство показателей не определяют действительный уровень транспортного обслуживания, так как характеризуют результаты работы отдельных звеньев системы ГПТ и не отражают требования пассажиров к качеству выполнения перевозочного процесса;
  • многие показатели требуют трудно определимой информации и значительного объема вычислительных работ, что усложняет процесс планирования качества перевозок;

Основные определения и формулировки, касающиеся качества предоставления качества транспортных услуг, изложены в ГОСТ Р 51006-96.

Основные требования к услугам транспортных предприятий:

  • безопасность услуг по перевозкам пассажиров;
  • надежность транспортного обслуживания;
  • своевременность перевозки пассажира;
  • своевременность доставки грузов (багажа);
  • сохранность перевозки грузов (багажа);
  • комфортность перевозки пассажиров;
  • соблюдение нормативных сроков доставки груза.

Артемьев С. П. предложил оценивать качество обслуживания пассажиров на каждом маршруте по часам суток и дням недели, показателем регулярности движения R транспортных средств, т.к.

нарушение расписания и графиков движения влечет за собой переполнение транспортных средств, увеличение затрат времени ожидания, посадки, снижение скорости сообщения.

Она рассчитывается как отношение количества рейсов, выполняемых по расписанию, к количеству фактически выполняемых рейсов и умноженное на коэффициент выполнения плановых рейсов [3].

В дальнейшем А. В. Шабанов развивает понятие комплексного, интегрированного показателя качества, учитывающего различные факторы сервисного обслуживания пассажиров.

Комплексный показатель уровня пассажирского сервиса S, предложенный А. В. Шабановым [7], определяется зависимостью:

Читайте также:  Какие налоги можно вернуть физическому лицу: за что и в каких случаях

Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок

  • S1 — надежность перемещения точно по графику (время поездки);
  • S2 — доступность (частота движения общественного транспорта);
  • S3 — безопасность (вероятность безотказной работы общественного транспорта);
  • S4 — комфортность (качество поездки);
  • S5 — стоимостный показатель — величина транспортного тарифа;
  • S6 — показатель информационного сервиса (уровень информационного обеспечения);

К1…К6 — показатели степени, характеризующие весомость соответствующего показателя уровня сервиса.

Исследуя поведение экспертов в различных областях деятельности, Харрингтон (E. C. Harrington) получил так называемую функцию желательности [8]. Данная функция является кривой логистического типа, широко используемой в экономике, психологии и физиологии, которая имеет математическое выражение:

где: e — логарифмическая постоянная (e=2.71828…),

  1.  n — положительное число (0

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6121

Критерии оценки качества обслуживания городским пассажирским транспортом

Аннотация. В данной статье затрагиваются вопросы функционирования городского пассажирского транспорта. Качество обслуживания пассажиров является одним из аспектов, позволяющих провести оценку качества оказания транспортных услуг. На примере г.

Саратова проводится анализ показателей качества оказания услуг, который дает объективную картину работы городского пассажирского транспорта. Предложены к внедрению электронные табло, которые позволят сократить время ожидания пассажиром транспорта на остановочных пунктах.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, качество обслуживания, время ожидания транспорта, регулярность движения, электронное табло.

Сложившаяся ситуация в сфере функционирования городского пассажирского транспорта является неудовлетворительной, что обусловлено низким уровнем качества обслуживания пассажиров.

Анализ данной проблемы в городе Саратове и оценка показателей качества оказания услуг пассажирскими автотранспортными предприятиями показали, что в данной сфере необходим комплексный подход к улучшению качества оказания услуг [1].

Показатели для оценки качества перевозок пассажиров (на примере автобусных перевозок), предложенные автором Спириным И.В. [2] в виде схемы, отражают простые и сложные свойства, показатели качества транспортного обслуживания пассажиров (рисунок 1).

Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок

  • Рисунок 1 – Структура показателей качества обслуживания пассажиров
  • Мероприятия по повышению качества и эффективности пассажирских перевозок можно разделить на четыре основных группы: социальные, технические, экономические и организационные.
  • К социальным мероприятиям, направленным на повышение качества, можно отнести установление графика работы водителей с соблюдением требований по режиму их труда и отдыха, повышение культуры обслуживания пассажиров.

Технические мероприятия, повышающие качество перевозок, заключаются в закупке современных автобусов и микроавтобусов повышенной вместимости и комфортабельности, рациональном сочетании на маршрутах автобусов большой вместимости и маршрутных такси, совершенствовании системы технического обслуживания и текущего ремонта автобусов.

В рамках технических мероприятий должно быть выполнено повышение коэффициента технической готовности парка подвижного состава, а также подвижной состав должен соответствовать требованиям экологичности.

В современных условиях возникает необходимость четкого контроля качества пассажирских перевозок и совершенствования материально-технического обеспечения производства.

Экономические мероприятия повышения качества направлены на улучшение системы планирования перевозок и материального стимулирования, создание фондов поощрения и премирования за качество.

Разработка нового маршрута должна осуществляться в следующем порядке: обработка и анализ данных обследования пассажиропотока, составление схемы маршрута, расчет экономической целесообразности открытия нового маршрута.

К организационным мероприятиям повышения качества относятся создание единой центральной диспетчерской службы, совершенствование структуры городских пассажирских перевозок, оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта. В вопросах регулирования дорожного движения возникает необходимость принятия решений, связанных с выделением полос для общественного транспорта.

Для оптимизации использования подвижного состава необходимо четкое регулирование количества транспортных средств на маршруте в зависимости от интенсивности пассажиропотока. На постоянной основе рекомендуется к внедрению в качестве информационной основы оптимизации всей системы управления автоматизированная система мониторинга выполнения услуг в сфере городских пассажирских перевозок.

С целью повышения комфортабельности ожидания остановочные пункты должны быть оборудованы павильонами, которые могут защитить от неблагоприятных погодных условий, обеспечены информационными щитами с изображением схемы города, транспортной сети и выделением маршрутов движения автобусов этой остановки.

В конце 2013 года в городе Сочи 72 остановки было оборудовано электронными табло в рамках мероприятий по созданию безбарьерной среды улично-дорожной сети [3], а в Санкт-Петербурге к концу ноября 2015 года планируется, что информационные табло начнут работать на 85 остановочных пунктах [4].

Пример электронного табло показан на рисунке 2.

Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок

Рисунок 2 – Электронное табло в городе Сочи

В настоящее время такие сервисы как «Яндекс Транспорт», «Где автобус?» предлагают в реальном времени наблюдать за движением городского пассажирского транспорта, однако в настоящий момент времени в Саратове они не применяются.

Электронные информационные табло и вышеперечисленные сервисы помогут снизить время ожидания транспорта на остановке. Предлагается идея оценивать комфортность системы общественного транспорта комплексно.

Под степенью комфортности системы понимается качественная и количественная характеристика основных показателей организации транспортного обслуживания населения, таких, как доступность, наполняемость, частота движения, пересадочность, время на пересадки и общее время поездки. Комфортность системы характеризуется следующими показателями:

  1. 1)    ограничением времени подхода к остановке от дома и от работы;
  2. 2)    отсутствием пересадок;
  3. 3)    наличием свободных мест для сидения;
  4. 4)    ограничением суммарного времени поездки «от двери до двери»;
  5. 5)    ограничением времени ожидания транспорта [5].

Показатель качества транспортного обслуживания определяется согласно выражению, предложенному Большаковым А.М. [6]:

Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок
Качество транспортных услуг: по каким показателям дается оценка, особенности обеспечения перевозок

Данные показатели необходимы для оценки качества организации движения автобусов на маршрутах, качества работы пассажирских автотранспортных предприятий и удобства перевозок для пассажиров.

Таким образом, наиболее важным элементом для оценки качества обслуживания пассажиров служит интегрированная величина коэффициента качества, который содержит в себе оценки по таким показателям, как время, затрачиваемое на одну поездку, регулярность движения транспортных средств, коэффициент наполнения автобусов. Однако к числу недостатков относятся трудности, возникающие при определении уровня нормативного показателя затрат времени на одну поездку пассажира для каждого из отдельно взятых городов.

Ссылки на источники

  1. Евсеева А.А., Рябоконенко К.Р. Анализ состояния и перспективы развития общественного транспорта Саратова // Вестник развития науки и образования. – 2014. — №2. – С. 192-195
  2. Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ., учреждений среднего проф. образования / И. В. Спирин. — 5-e изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 400 с.
  3. Электронные табло появятся на остановках Сочи. –  URL: http://sochi4live.com/index.php/novosti-sochi/obshestvo/3126-elektronnie-tablo-poyavitsia-na-ostanovkah-v-sochi.html
  4. В Петербурге начали работать электронные табло для общественного транспорта –  URL: http://saint-petersburg.ru/m/society/rubina/342676/
  5. Дедюкин В.В., Петров А.И., Карнаухов В.Н. Городской пассажирский транспорт. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. – 272 с.
  6. Тлегенов Б.Н. Анализ методов оценки и показателей качества системы городского пассажирского транспорта // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №3.

Источник: https://e-koncept.ru/2015/95579.htm

14. Показатели качества грузовых перевозок. Основные требования к показателям качества

ГОСТ Р 51005-96
«Услуги транспортные. Грузовые перевозки.
Номенклатура показателей качества»

Принят и введен в
действие Постановлением Госстандарта
России от 25 декабря 1996 г. N 702

Настоящий стандарт
устанавливает номенклатуру рекомендуемых
показателей качества грузовых перевозок
всеми видами транспорта общего пользования
и основные положения по выбору показателей
в соответствии с целями управления
качеством грузовых перевозок и задачами
совершенствования транспортного
обслуживания потребителей и отраслей
экономики страны.

Нормы, конкретные
требования к показателям качества и
методы их оценки должны быть установлены
в нормативной документации каждого
вида транспорта на грузовые перевозки,
утвержденной в установленном порядке. Грузовые
перевозки

— транспортные услуги по перемещению
материальных ценностей, связанные с их
сохранностью и своевременностью доставки
(ГОСТ Р 51006-96).

Выбор номенклатуры показателей качества обосновываются
следующим:

  • характеристиками и особенностями перевозимого груза;
  • видом транспорта и сообщения;
  • используемым подвижным составом;
  • особенностями экспедирования груза;
  • требованиями, предъявляемыми к перевозочному процессу;
  • задачами управления качеством транспортных услуг;
  • составом и структурой свойств, характеризующих качество;
  • основными требованиями к показателям качества.
  • Основным методом определения исходной номенклатуры показателей качества является экспертный метод.

Показатели качества
должны отвечать следующим основным
требованиям:

  • способствовать обеспечению соответствия качества грузовых перевозок потребностям потребителей;
  • характеризовать все свойства грузовой перевозки, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;
  • быть стабильными;
  • способствовать повышению качества грузовых перевозок;
  • исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок;
  • учитывать современные достижения науки и техники и основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг.

Настоящий стандарт
устанавливает следующую номенклатуру
основных групп показателей качества
по характеризуемым ими свойствам
грузовых перевозок:

  • показатели своевременности выполнения перевозки;
  • показатели сохранности перевозимых грузов;
  • экономические показатели.

15. Показатели своевременности выполнения грузовой перевозки:

Показатели
своевременности выполнения перевозки
в зависимости от характеризуемых ими
признаков подразделяются на показатели:

  • -перевозки груза к назначенному сроку;
  • -регулярности прибытия груза;
  • -срочности перевозки груза.
  1. перевозка груза к назначенному сроку – характеризует свойства перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному сроку:

— ср. отклон. прибытия
груза от назначенного срока,

— ср., макс. превышение
груза от назначенного срока,

  • — макс. допустимое
    отклонение от назначенного срока,
  • — число отклонений
    прибытий груза,
  • — число прибытий
    груза.
  • 2)регулярность
    прибытия груза
    – характеризует частоту поступления
    груза за установленный отрезок времени:
  • среднее число прибытий груза за единицу времени;
  • минимальное число прибытий груза за единицу времени;
  • среднее время между поступлениями груза;
  • максимальное время между поступлениями груза;
  • минимальное время между поступлениями груза;
  • число отклонений от установленной регулярности поступления груза;
  • число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью.
  1. 3)срочность
    перевозки груза
    – время нахождения груза в перерыве
    или скорость перемещаемого груза:
  2. — ср. время перевозки
    груза,
  3. — макс. допустимое
    время перевозки,
Читайте также:  Можно ли сдать билет на автобус обратно в кассу: правила возврата купленного через интернет

— макс. отклонение
от ср. времени перевозки груза,

  • — % прибытий груза,
  • — ср. отклонение
    от нормативного времени,
  • — ср. скорость,
  • — суточный пробег
    транс-го средства,
  • — число прибытий
    груза в нормативное время.

Источник: https://studfile.net/preview/3865349/page:5/

Качество транспортных услуг

   Если ранее «продукцией» автомобильного транспорта считалась только перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объемы перевозок, грузооборот и т.д., то теперь на первое место становится «услуга», которая как и любой товар, имеет свое качество.

   К услугам автомобильного качества относится:

  • Погрузочно-разгрузочные услуги (погрузочно-разгрузочные, перегрузочные складские операции).
  • Услуги по хранению грузов.
  • Услуги по подготовке грузов к перевозке.
  • Предоставление транспортных средств в аренду.
  • Транспортно-экспедиционные услуги.
  • Другие дополнительные услуги.

   Перевозка груза является основным видом услуг. Как правило, она сопровождается предоставлением других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т.д.).

   К дополнительным услугам можно отнести такие, как например маркетинговые, коммерческие, информационные, а так же услуги страхования.

   Услуги транспорта можно условно классифицировать на следующие виды:

По связи с основной деятельностью
перевозочные Не перевозочные
По виду потребителя, которому предоставляется услуга
Внешние (предоставляемые не транспортному предприятию) Внутренние (предоставляемые другим транспортным предприятиям)
По характеру деятельности, связанной с предоставлением данной услуги:
технологические коммерческие информационные
По активности предложения
Приспособленные к требованиям потребителей Формирующие потребительский спрос
  • Минимальный срок (продолжительность) доставки.
  • Регулярность доставки груза.
  • Своевременность доставки (гарантированные сроки доставки).
  • Сохранность груза при доставке.
  • Удобство по приему и сдачи груза.
  • Наличие дополнительных услуг.
  • Наличие различных уровней транспортного обслуживания.
  • Приспособляемость к требованием клиента (гибкость обслуживания).
  • Надлежащее документальное обеспечение.
  • Надлежащее сопровождение груза.
  • Доставка груза «от двери до двери».
  • Приемлемая (соразмерная) стоимость услуг.
  • Возможность таможенной очистки.
  • Возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположении груза.
  • Наличие необходимой транспортной тары.
  • Наличие перегрузочного оборудования в пунктах перевалки.
  • Отсутствие промежуточных перегрузочных операций.
  • Функциональная пригодность транспортного средства.
  • Возможность специализированных перевозок.
  • Эксплуатационная готовность перевозчика.

   Показатель качества транспортных услуг – количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги, составляющих ее качество. Качество перевозок оценивается по совокупности характеристик, определяющих их пригодность удовлетворять потребности грузоотправителей или грузополучателей в соответствующих перевозках.

   Номенклатура показателей качества грузовых перевозок, применяемая в сфере управления качеством грузовых перевозок, определена ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества».

  •    Согласно указанному стандарту показатели качества транспортной услуги должны отвечать следующим основным требованиям:
  • — способствовать обеспечению соответствия качества грузовых перевозок потребностям потребителей (физических и юридических лиц);
  • — характеризовать все свойства грузовой перевозки, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;
  • — быть стабильными;
  • — способствовать повышению качества грузовых перевозок;
  • — исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок.

    Для повышения (или поддержания) качества перевозок, автотранспортные предприятия должны проводить периодические проверки качества оказываемых услуг. Как правило, здесь используется анкетный метод опроса потребителей услуг, так как независимы анализ позволяет объективно сопоставить соответствие заявленного качества реальному.

   ГОСТ Р 51005-96 выделяет следующие группы показателей :

   1. Показатели своевременности выполнения перевозки. Данная группа показателей в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяется на следующие показатели:

а) перевозка груза к назначенному сроку. Эти показатели характеризуют перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (заданному) сроку. К ним относятся:

  • среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока;
  • среднее превышение назначенного срока;
  • максимальное превышение назначенного срока;
  • максимально допустимое отклонение от назначенного срока;
  • число отклонений прибытия груза к назначенному сроку;
  • число прибытий грузов к назначенному сроку;

б) регулярности прибытия груза. Показатели регулярности прибытия груза характеризуют свойства перевозки, обусловленные частотой поступления груза за установленный (заданный) отрезок времени. Показателями регулярности являются:

  • Среднее число прибытий груза за единицу времени;
  • Минимальное число прибытий груза за единицу времени;
  • Среднее время между поступлениями груза;
  • Максимальное время между поступлениями груза;
  • Минимальное время между поступлениями груза;
  • Число отклонений от установленной регулярности поступления груза;
  • Число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью;

в) срочности перевозки груза. Данные показатели характеризуют свойства перевозки, обусловленные временем нахождения груза в процессе перевозки или скоростью перемещения груза. К показателям скорости относят:

  • нормальное (договорное) время перевозки груза;
  • среднее время перевозки груза;
  • максимально допустимое время перевозки груза;
  • максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза;
  • процент прибытия груза в сверхнормативное время;
  • среднее отклонение от нормативного времени;
  • средняя скорость перевозки грузов;
  • суточный пробег транспортного средства;
  • число прибытий груза за нормативное время.

   2. Показатели сохранности перевозимых грузов. Показатели сохранности перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на следующее:

а) без потерь. Данные показатели характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и в конце перевозки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли. Этот показатель прежде всего относится к перевозке скоропортящихся грузов, а так же перевозке грузов насыпью и навалом.        К показателям перевозки грузов без потерь относят:

  • среднюю потерю груза при перевозке;
  • стоимость потерь груза при транспортировке;
  • количество грузов доставленных без потерь;
  • коэффициент снижения качества груза при перевозке;

б) без повреждений. Перевозка грузов без повреждений означает, что в процессе перевозки обеспечивается сохраняемость грузов и их пригодность к использованию по назначению после перевозки.

Показатель перевозки «без повреждений» имеет существенное значение при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения.

               К показателям перевозки грузов без повреждения относится:

  • доля грузов, перевезенных без повреждения;
  • средний ущерб от повреждения груза;
  • удельные издержки от повреждения груза;

в) без пропажи. Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковыми в начале перевозки и после ее завершения. Показателями перевозки груза без пропажи являются:

  • удельные издержки от несохранной перевозки;
  • доля пропажи грузов при перевозке
  • средний ущерб от пропажи грузов;

г) без загрязнения. Эти показатели характеризуют свойства транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями. К ним относят:

  • коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов);
  • долю груза не принятую грузополучателем после перевозки из за загрязнения;
  • допустимый процент посторонних примесей в грузе;
  • долю посторонних примесей в грузе.

   3.Экономические показатели. При оценке качества грузовых перевозок необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.

  1. Экономически показатели эффективности грузовых перевозок являются:
  2. а) удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта;
  3. б) удельные полные расходы на доставку груза;
  4. в) затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  5. г) процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).
  6. Источник inkatrans.ru

Источник: транспортные услуги, качество

Источник: https://www.tbncom.com/publ/avtomobilnye_perevozki_road_transport/kachestvo_transportnykh_uslug/1-1-0-25

Оценка эффективности работы автомобильного транспорта на перевозках грузов

Транспорт оказывает значительное влияние на финансовое состояние обслуживаемых предприятий. Характер этого влияния на разных этапах функционирования предприятий неодинаков.

Внешний транспорт, участвующий в доставке сырья, материалов и комплектующих изделий, и внутрипроизводственный транспорт создают необходимые условия для основного производства, влияя на его эффективность.

Затраты на транспорт, участвующий в доставке готовой продукции до потребителя, оказывают влияние на эффективность сбыта и реализации продукции.

Экономические результаты организации транспортного обслуживания предприятий должны рассматриваться в тесной связи с результатами деятельности предприятия, что соответствует требованиям системного подхода и позволяет устанавливать основные направления совершенствования применяемых форм и способов организации транспортного процесса.

Заметим, что все мероприятия, проводимые с целью улучшения организации транспортного обслуживания предприятий любой отрасли, следует направлять на улучшение использования подвижного состава, а также на повышение качества перевозок грузов.

Экономический эффект от улучшения использования подвижного состава определяется уровнем его использования: сокращением времени простоя под погрузкой и разгрузкой, времени пребывания в ремонте, времени на доставку от момента погрузки до момента разгрузки и т.д.

Экономический эффект от повышения качества транспортных услуг возникает в результате ликвидации потерь в основном производстве и сфере реализации продукции обслуживаемых предприятий по вине транспорта.

Общий экономический эффект можно рассчитывать по формуле

где С0 — затраты на транспортное обслуживание до реализации организационного мероприятия, руб.; С{ — затраты на транспортное обслуживание после реализации мероприятия, руб.; Е„ — нормативный коэффициент экономической эффективности; К — затраты на осуществление организационного мероприятия, руб.

Четкая организация доставки сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых для производства продукции, создания и содержания запасов сокращает продолжительность производственных циклов, уменьшает издержки на содержание запасов за счет уменьшения самих запасов. В результате повышения темпов оборачиваемости капиталов увеличивается прибыль предприятия.

В общем случае экономическая эффективность организации транспортного обслуживания показывает полезный эффект от использования средств производства и труда персонала на предприятии в целом: чем она выше, тем больше эффект.

Читайте также:  Имеют ли право коллекторы звонить: на работу и родственникам должника, в выходные дни, сколько раз

Работа транспорта по перемещению грузов создает стоимость, которая добавляется к стоимости перемещаемого груза, поэтому в месте потребления грузов (товаров) они становятся дороже на величину транспортных издержек.

Затраты на транспортное обслуживание — значимый показатель для большинства предприятий — заказчиков транспорта, так как напрямую определяют величину их прибыли.

Уменьшение величины затрат на доставку за счет организационного мероприятия может дать существенную экономию. В этой связи варианты доставки грузов выбираются, прежде всего, исходя из цены.

Предпочтение отдается варианту с минимальными затратами или с затратами, величина которых находится в допустимых пределах.

Затраты на транспортное обслуживание любого предприятия включают заработную плату водителей с отчислениями на социальное страхование, расходы на топливо для эксплуатации автомобилей и горюче-смазочные материалы, на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, шины, амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, закрепленных за транспортным цехом (участком), цеховые и общехозяйственные расходы. Снижение транспортных затрат на внешние перевозки является одним из важных направлений снижения себестоимости производства, поскольку их доля на отраслевых предприятиях в настоящее время составляет 10—15% и, как показывает практика, имеет тенденцию к повышению.

Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет увеличения производительности подвижного состава. В этой связи большое значение приобретает рациональное использование подвижного состава, оцениваемое такими показателями, как коэффициенты технической готовности и выпуска на линию, коэффициент использования пробега и т.д.

При оценке влияния технико-эксплуатационных показателей на себестоимость перевозки необходимо исходить из того, что при увеличении грузоподъемности (вместимости) подвижного состава, коэффициента использования грузоподъемности (вместимости) и коэффициента использования пробега, себестоимость перевозок снижается как по группе переменных затрат (зависящих от пробега), так и по группе постоянных (не зависящих от пробега).

Коэффициент выпуска автомобилей на линию, продолжительность работы автомобилей на линии, техническая скорость и др. повышают параметры функционирования подвижного состава при значительном увеличении пробега.

С ростом пробега соответственно повышаются переменные затраты, зависящие от движения (горюче-смазочные материалы, запасные части, шины), поэтому вышеперечисленные технико-эксплуатационные показатели влияют на себестоимость только через постоянные затраты, к которым относятся цеховые и общехозяйственные расходы.

Затраты на транспортировку отдельных видов скоропортящейся продукции (продукции пищевой промышленности, сельского хозяйства и т.п.) могут быть значительно ниже, чем ее потери при транспортировке. Поэтому при оценке эффективности форм и методов транспортного обслуживания необходимо учитывать качество выполнения транспортных работ.

В общем виде критерий эффективности мероприятий по повышению качества услуг можно представить в виде критериальной функции:

где Зоб — общая сумма транспортных затрат и потерь в основном производстве и сфере реализации готовой продукции по вине транспорта, руб.; Зтр — затраты, формирующиеся на транспорте (транспортные затраты), руб.; Поп — потери в основном производстве по вине транспорта, руб.; Пср — потери в сфере реализации продукции по вине транспорта, руб.

Снижение транспортных затрат и потерь приводит к снижению себестоимости продукции обслуживаемых предприятий. Конечный результат снижения себестоимости — улучшение финансовых показателей предприятий, увеличение прибыли и рентабельности.

Существующая в настоящее форма учета и статистической отчетности на обслуживаемых производственных предприятиях не охватывает потери, связанные с низким уровнем организации их транспортного обслуживания.

Поэтому их можно учитывать только при технико-экономических исследованиях на базе применения специальных методических приемов.

В частности, затраты, связанные с изменением качества груза в процессе доставки, предлагается рассчитывать по формуле:

где Д(?кач — количество груза 1-й категории качества, руб.; Цс — стоимость груза 1-й категории качества, руб.; Цнс — стоимость груза 2-й категории качества, руб.

Затраты, связанные с потерей количества грузов в процессе доставки, предлагается рассчитывать по формуле:

где Д(?кол — количество грузов, предъявляемых к перевозке, т; QHд — количество груза в начале доставки, т; Qm —количество груза в конце доставки, т;

В частности, экономические потери, которые несут обслуживаемые предприятия в связи с повреждением груза (Ппг), могут быть рассчитаны по формуле:

где п — процент повреждения груза при транспортировке, %; с — стоимость единицы веса (объема) груза, руб./т (м3); Q — объем перевозок грузов, т (м3).

Потери предприятия из-за несвоевременного завоза сырья и материалов складываются из затрат на хранение дополнительного количества грузов на складе, увеличение вместимости складских помещений, а также потери доходов, связанных с простоем основного производства.

Затраты на хранение дополнительного количества (запасов) сырья и материалов (Ззс) рекомендуется рассчитывать по формуле:

где Зк — себестоимость хранения 1 т сырья и материалов на складе, руб.; Q — количество получаемого груза за год, т; АТ — время задержки завоза грузов по сравнению с нормативным.

Капитальные вложения на увеличение вместимости складских помещений (К^) определяются по формуле:

где К{ — удельные капитальные вложения, руб./м3; Уд — дополнительный объем вместимости складских помещений, м3.

Потери доходов предприятия по причине простоя основных цехов (77д) определяются по формуле:

где АТп — количество часов простоя основного производства из-за отсутствия сырья и материалов на складе; Дч — плановая выручка от реализации продукции за 1 ч.

Потери, связанные с несвоевременной отгрузкой готовой продукции (Пно):

где Sx — себестоимость хранения единицы веса груза в единицу времени, руб./т в ч; Тх — продолжительность хранения, ч; Qgc — количество груза, поступившего на склад за определенный период времени; Qdc — количество груза, вывезенного со склада за тот же период времени.

Таким образом, потери предприятия как грузоотправителя из-за несвоевременного вывоза готовой продукции в сферу реализации складываются из затрат на хранение дополнительного количества продукции на складе и на увеличение вместимости складских помещений. Кроме того, к ним добавляются потери доходов из-за несвоевременной реализации продукции конечным потребителям (Пд), которые можно рассчитать по формуле:

где Q — дополнительное количество готовой продукции на складе предприятия за год; АГВ — время задержки вывоза готовой продукции потребителям; Ц — цена единицы продукции, руб.

На практике предприятия — заказчики транспорта при выборе варианта доставки часто учитывают лишь основную часть расходов, связанных с доставкой, — транспортные издержки.

Остальные расходы, обусловленные недостаточным уровнем качества доставки, учитываются обычно как издержки основного производства.

Отсюда фактическое влияние транспорта на эффективность основного производства значительно больше, чем это следует из суммы транспортных издержек.

Снижение потерь, достигаемое за счет повышения качества доставки грузов, должно быть больше прироста себестоимости транспортных работ. В этом случае предприятие получает дополнительную прибыль, что способствует его коммерческим интересам.

Конечный результат мероприятий по повышению эффективности организации транспортных работ на предприятиях формируется в виде снижения общей суммы транспортных затрат, потерь в основном производстве и сфере реализации по вине транспорта. Сумма экономии, полученная при этом, служит средством возмещения инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие транспорта.

Таким образом, экономический эффект мероприятий по улучшению организации транспортного обслуживания предприятий любой отрасли в общем случае складывается из факторов снижения себестоимости доставки грузов и основного производства, сокращения потерь по вине транспорта. Причем соотношение этих факторов не может быть одинаковым при проведении разных мероприятий, которые по способу его формирования могут быть разделены на три группы:

  • 1) мероприятия, эффект от внедрения которых формируется только на транспорте;
  • 2) мероприятия, эффект от внедрения которых формируется в основном производстве;
  • 3) мероприятия, эффект от внедрения которых формируется на транспорте, в основном производстве и сфере реализации продукции.

Мероприятиями первой группы являются, например, маршрутизация перевозок на основе закрепления грузоотправителей за грузополучателями.

Мероприятиями второй группы следует считать повышение уровня обеспеченности транспортом, оптимизация состава автопарка по маркам, применение контейнерных и пакетных перевозок при доставке продукции потребителям и др. Их внедрение осуществляется получением эффекта в основном производстве обслуживаемых предприятий, а на транспорте происходит даже увеличение затрат на перевозки.

К третьей группе мероприятий относится строительство подъездных дорог, эффект которого формируется на транспорте, в основном производстве и сфере реализации готовой продукции.

Определенная часть мероприятий, проводимых в основном производстве и сфере реализации и направленных на повышение его эффективности, сопровождается увеличением транспортных затрат.

Экономически это увеличение оправдано получением вне- транспортного эффекта, который по своим размерам должен превышать потери на транспорте.

Так, при формировании плана сбыта продукции обслуживаемого предприятия учитывается спрос на нее на различных рынках, в том числе удаленных на значительном расстоянии от склада готовой продукции.

Таким образом, система организации транспортного обслуживания должна способствовать достижению не только минимальных затрат на самом транспорте, но и высокому качеству выполнения перевозок грузов, ибо в этом случае создаются оптимальные условия для высокой эффективности функционирования и развития предприятия.

Цель повышения экономической эффективности организации транспортного обслуживания предприятий заключается в минимизации совокупных затрат на транспорт, основное производство и реализацию продукции, что соответствует основному экономическому закону, предусматривающему получение максимального результата при наименьших затратах общественно необходимого труда.

Источник: https://studref.com/636383/menedzhment/otsenka_effektivnosti_raboty_avtomobilnogo_transporta_perevozkah_gruzov

Ссылка на основную публикацию