Судебная автотехническая экспертиза: какие вопросы она решает для суда, кто ее проводит и когда нужна

Главная / ДТП /  

Судебная экспертиза автомобиля – это автотехническая экспертиза, которая назначается судом для решения спорных вопросов между сторонами ДТП и страховщиками. В ходе проведения судебной автотехнической экспертизы может выноситься широкий перечень вопросов различного характера.

Почему обращаются в суд

Такие разновидности анализа, как судебная автотехническая экспертиза ДТП и оценочная экспертиза в обязательном порядке применяются во всех страховых случаях.

Изначально проведение экспертиз инициируется страховой фирмой с целью оценки ущерба, требующего возмещения.

После этого заказать проведение повторной независимой экспертизы может и сам пострадавший водитель – в том случае, если он не удовлетворен результатами первой экспертизы.

Если речь идет о незастрахованных водителях, то подчас только судебное разбирательство является для пострадавшей стороны возможностью получить причитающееся ей материальное возмещение от виновника аварии.

Многоступенчатая экспертная оценка становится необходимой в сложных случаях, связанных с причинением в ходе ДТП серьезного вреда жизни и здоровью участников движения и/или их материальному имуществу.

Это интересно: Судебная дорожно-транспортная экспертиза — излагаем главное

Цена на проведение автотехнической экспертизы автомобиля

Наименование услуги Цена, в рублях Сроки Результат
Судебная экспертиза (исследование) обстоятельств ДТП от 20000 от 7 дней, 2-3 дня срочная письменное заключение

Срок проведения

Действующим российским законодательством на сегодняшний день не утверждены конкретные сроки, по истечении которых эксперты обязаны выдать заключение.

Судебная автотехническая экспертиза: какие вопросы она решает для суда, кто ее проводит и когда нужна

Конечно, организации или частные лица, проводящие исследования, не заинтересованы в затягивании работ. Но все же по разным причинам они могут быть проведены в срок от 3 до 5 дней или могут растянуться на месяц.

Практика показывает, что чаще всего ожидание заказчика длится от 14 до 30 дней. Однако некоторые компании предлагают подготовить заключение в сжатые сроки.

Конечно, делают они это за дополнительную оплату срочных услуг.

Сколько инициатору предстоит ждать результата, зависит от нескольких основных факторов. Главными из них являются:

  • загрузка специалистов;
  • сложность транспортного происшествия;
  • объем выполняемых работ;
  • выбранный заказчиком срочный или стандартный вариант подготовки отчета.

Если назначение автоэкспертизы производится судом, то конкретный срок, в течение которого необходимо подготовить заключение, указывается в соответствующем постановлении. Если исследование длилось дольше определенного судом срока, проволочка способна обернуться для эксперта неприятностями в виде наложения штрафа.

Гарантии при проведении независимый экспертизы автомобиля:

  • точность и достоверность результатов;
  • независимость и объективность;
  • сжатые сроки подготовки заключений.

Судебная автотехническая экспертиза: какие вопросы она решает для суда, кто ее проводит и когда нужна

Автотехническая экспертиза включает в себя несколько разнообразных исследований.

Специалист определяет техническое состояние транспортного средства, фигурирующего в гражданском или уголовном деле.

Профессионалы определят обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, установят размеры ущерба, нанесенного третьими лицами и выполнят другие подобные процедуры.

Основанием для экспертизы становятся постановления суда или правоохранительных структур. Также к нам могут обратиться сами граждане или представители юридических лиц.

Когда нужна судебная экспертиза при ДТП

В каких же ситуациях стоит обращаться к экспертам? Существует несколько случаев, когда без экспертного мнения не обойтись. Если причины аварии не очевидны или невозможно однозначно определить виновника случившегося, даже учитывая показания свидетелей и самих участников столкновения, заключение специалиста обычно становится решающим.

Но поскольку от сделанных выводов нередко зависит не только компенсация материального ущерба, но и судьба человека, которому грозит реальный тюремный срок, если в аварии получили травмы или погибли люди, не всегда мнение экспертов полностью удовлетворяет спорящие стороны. В подобных ситуациях закон предусматривает возможность для участника процесса, при несогласии с мнением специалистов, реализовывать право на ходатайство о назначении судебной экспертизы во второй или даже третий раз.

Судебная автотехническая экспертиза: какие вопросы она решает для суда, кто ее проводит и когда нужна

Экспертиза автомобиля после ДТП относится к специальному виду исследований не только транспортных средств, ставших участниками инцидента, но и разного рода объектов, имеющих прямое отношение к происшествию. Результаты этого исследования должны помочь получить ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы были обстоятельства, факторы и причины, приведшие к ДТП.
  2. Кто является виновником произошедшего.
  3. Какими являются последствия аварии с точки зрения ущерба, полученного пострадавшей стороной.
  4. Существовала ли возможность предотвратить столкновение или наезд на человека.
  5. Какими были действия автомобилистов.

В процессе проведения исследования по оценке эксперта, который является опытным специалистом и владеет обширными знаниями в определенной области науки и техники, производится:

  • определение на момент столкновения реального технического состояния получивших повреждения автомобилей;
  • расчет скоростных параметров в период движения;
  • анализ действий лиц, управлявших автомобилями;
  • выявление наличия скрытых дефектов, выведших машину из-под контроля;
  • уточнение стоимости предстоящего ремонта для каждой из сторон.

Судебная автотехническая экспертиза: какие вопросы она решает для суда, кто ее проводит и когда нужна

Следует учитывать, что судебная экспертиза после ДТП является комплексной процедурой, включающей проверку различных аспектов, каждый из которых мог привести к происшествию. Чтобы дать ответы на все вопросы необходимо провести исследование:

  • технического состояния машины, подразумевающее изучение ее узлов, двигателя и кузова;
  • трасологическое, позволяющее определить траекторию движения автомобиля и его положение относительно других машин и объектов;
  • инженерно-психологическое, направленное на оценку эмоционального и психологического состояния водителя во время сложившейся транспортной ситуации, помогающее понять, мог ли он предотвратить наезд или столкновение.

Кроме того, судьёй для определения размера компенсационных сумм может быть назначена судебно-медицинская экспертиза при ДТП. При нанесении вреда здоровью или гибели участников инцидента СМЭ становится обязательной.

Если водитель не доверяет экспертному мнению и хочет перепроверить результат, по его желанию судебная экспертиза по ДТП может проводиться несколько раз. Закон весьма лоялен в этом вопросе, ведь стоимость исследования инициатор оплачивает из собственного кармана.

Это интересно: Судмедэкспертиза после ДТП: разбираем все нюансы

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Кто оплачивает судебную автоэкспертизу?

Ответ: Как правило, суд назначает проведение оценки при предоставлении стороной, подавшей ходатайство, гарантий оплаты услуг эксперта. Соответственно, ходатайствующая сторона производит оплату. При принятии окончательного решения по делу, в нем отражается и стоимость судебной экспертизы автомобиля. Таким образом, в конечном итоге расходы ложатся на проигравшую сторону.

Вопрос: Сколько по времени займет экспертиза?

Ответ: Сроки проведения судебной экспертизы автомобиля после ДТП зависят от многих индивидуальных факторов. В том числе имеет значение состояние транспортного средства, наличие необходимой документации и т.д. Фактически срок проведения экспертизы может составлять от 5 до 20 дней.

Вопрос: Могу ли я определить компанию для проведения судебной автоэкспертизы?

Ответ: Нет. Экспертное учреждение определяется решением суда. Однако вы можете отразить свое желание о проведении экспертизы конкретной компанией в ходатайстве. Как правило, если данная организация соответствует квалификационным требованиям, и противная сторона не выдвигает аргументированных возражений, суд удовлетворяет ходатайство.

Вопрос: Результат судебной экспертизы автомобиля соответствует моим требованиям. Будет ли решение суда по делу в мою пользу?

Ответ: Окончательное решение по делу принимает судья по своему внутреннему убеждению и на основании всего комплекса представленных доказательств. Однако доказательства, полученные по результатам судебной автотехнической экспертизы, носят приоритетный характер, и находят свое отражение в решении суда.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Гражданский Процессуальный Кодекс РФ от г. № 138-ФЗ
  3. Федеральный закон от г.

    N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

  4. Федеральный закон от N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  5. Федеральный законот N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Что такое судебная автотехническая экспертиза

На основании ст. 79 Гражданского Процессуального Кодекса РФ от г. № 138-ФЗ каждая из сторон разбирательства имеет право обращаться к суду с ходатайством о назначении судебной автоэкспертизы. При этом стороны имеют право предлагать перечень вопросов к эксперту и подавать ходатайство о судебной автотехнической экспертизе в конкретном экспертном учреждении.

Дорожно-транспортное происшествие всегда порождает конфликтную ситуацию, которая далеко не всегда разрешается в рамках страхования ОСАГО.

Во многих случаях стороны не приходят к согласию относительно обстоятельств происшествия, определения виновника, размера ущерба и т.д. В подобных случаях дело решается в суде.

Для получения необходимых объективных данных может назначаться судебная автотехническая экспертиза ДТП.

Независимая экспертиза автомобиля для суда

Независимая экспертиза автомобиля для суда является довольно распространенной процедурой. Ее целью является предоставление суду достоверной и объективной информации относительно ключевых обстоятельств дела. Наиболее распространенным видом независимой судебной экспертизы автомобиля является определение повреждений и фактического размера ущерба транспортного средства.

Необходимость в независимой судебной экспертизе после ДТП возникает, при проведении разбирательств между автовладельцем и страховой компанией по поводу заниженного размера страховой выплаты по ОСАГО или КАСКО.

Также провести независимую оценку автомобиля для суда бывает необходимо, если максимальный размер страховой выплаты не покрывает полученного ущерба, и пострадавшая сторона обращается с иском к виновнику ДТП.

Независимая экспертиза автомобиля для суда всегда назначается по определению самого суда. При этом ходатайствовать о ее проведении могут обе стороны – и истец, и ответчик. При необходимости разрешения дополнительных вопросов возможно назначение дополнительной независимой автоэкспертизы для суда.

Из чего состоит судебная автотехническая экспертиза

Оценка автомобиля для суда выполняется в сертифицированном судебно-экспертном учреждении.

Выполнять ее должны квалифицированные эксперты, которые имеют высшее профильное образование или прошли повышение квалификации по соответствующей специальности.

Специалист, проводящий судебную автоэкспертизу, обязательно должен быть включен Реестр Минюста и состоять в Обществе профессиональных экспертов и оценщиков.

Оценка ущерба автомобиля для суда состоит из комплекса экспертных действий. Проводится осмотр поврежденного транспортного средства техником-оценщиком.

Результаты осмотра оформляются актом и находят свое отражение в отчёте о судебной экспертизе автомобиля после ДТП. Если осмотр невозможен по причине продажи, ремонта авто и т.п.

, то экспертиза может проводиться по имеющимся материалам, фотографиям и документам судебного дела.

Результаты судебной экспертизы автомобиля после ДТП служат доказательством при рассмотрении дела.

Кто может быть экспертом

В Российской Федерации существуют специальные государственные экспертные учреждения, специалисты которых сотрудничают с судебными инстанциями и следственными органами.

Независимые эксперты

В поисках лицензированного экспертного учреждения можно натолкнуться на множество негосударственных организаций, которые занимаются экспертным анализом транспортных средств и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий. Однако несмотря на то, что они представленные в огромных количествах, стоит помнить о том, что не все сотрудники таких компаний могут продемонстрировать высокий уровень профессионализма.

Помимо этого не каждый такой эксперт может похвастаться своей объективной оценкой случившегося.

Именно поэтому автомобилистам, желающим получить экспертную оценку, стоит внимательнее отнестись к выбору специалиста, который сможет провести исследование.

Виды исследований

В целом вся судебная экспертиза транспортного средства или пострадавших в результате ДТП может быть разделена на три вида:

  1. Первичная.
  2. Вторичная.
  3. Дополнительная.

Первичная экспертиза проводится после дорожно-транспортного происшествия. Как правило, основанием для проведения такого исследования выступают сомнения в правильности выводов сотрудников страховой компании.

Если же заказчик недоволен выводами, сделанными экспертом, он имеет право запросить проведение повторного исследования. Проведение вторичной экспертизы должно быть осуществлено по тем же основанием, что и первичной, то есть, эксперт должен давать ответы на те же вопросы.

В том же случае, когда у страхователя или страховщика возникают дополнительные вопросы к эксперту, должна быть назначена дополнительная экспертиза.

При назначении повторной экспертизы заказчиком должны быть соблюдены следующие требования:

  1. В том случае, если исследованием занимается другой эксперт или экспертная организация, они должны быть оповещены о том, что первичное исследование уже было проведено.
  2. Перед проведением второй экспертизы также важно сообщить об этом всем заинтересованным лицам.

Судебная экспертиза по ДТП – как правильно назначить и где проводить: Видео

Документы для проведения экспертизы

Судебная автотехническая экспертиза: какие вопросы она решает для суда, кто ее проводит и когда нужна

  1. Регистрационные документы на транспортное средство.
  2. Справку о дорожно-транспортном происшествии.
  3. Документы об аварии, которые были направлены страховой компании.
  4. Если заказчиком экспертизы выступает страховщик, то необходимо предоставление соответствующего направления.
  5. Прочие документы, связанные с происшествием.

Предоставление такой услуги производится по гражданско-правовому договору, сторонами выступают эксперт и страхователь/страховщик.

Заказчик должен оплатить все расходы по проведению такого исследования.

Проведение судебной экспертизы после ДТП

В целом, проведение судебной экспертизы после ДТП – это практически то, что и независимая оценка причиненного транспортному средству вреда. Одно из немногих исключений заключается в том, что ее проведением занимается не участники дорожно-транспортного происшествия, а суд.

Участники судебного процесса имеют право поставить перед экспертами все интересующие их вопросы, равно как и судья. Но последний участник не имеет права потребовать от специалистов различных правовых вопросов, так как их рассмотрением может заниматься только судебный орган.

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://avtoekspertiza.com/dtp/sudebnaya-ekspertiza-posle-dtp.html

Какие вопросы решает автотехническая экспертиза

Судебная автотехническая экспертиза: какие вопросы она решает для суда, кто ее проводит и когда нужна

Задача автотехнической экспертизы — установление техсостояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков, дорожной разметки, механизма ДТП, психофизиологического состояния водителя и участников ДТП. 

Виды автотехнической экспертизы

  • судебная экспертиза технического состояния транспортных средств (автотехническая экспертиза);
  • судебная экспертиза механизма ДТП;
  • судебная автодорожная экспертиза (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП);
  • судебная экспертиза психофизиологического состояния водителя.

Какие вопросы решает автотехническая экспертиза технического состояния транспортных средств?

  • Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов, соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта;
  • Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь), если нет, то в чем заключается неисправность; когда она возникла;
  • Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП, если да, то каким образом; каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства;
  • Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью;
  • Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия;
  • Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс;
  • Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать совершению ДТП;
  • Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства; каково качество произведенного ремонта автомашины; каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой).

Вопросы, которые решают с участием эксперта-металловеда

  • Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
  • Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
  • Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
  • Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

Какие вопросы решает автотехническая экспертиза механизма ДТП?

  1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства)?
  2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы; какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
  3. За какое время транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути; какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда); какова величина тормозного, остановочного пути?
  4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени; до какого момента у него была эта возможность; как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения, чтобы иметь возможность     вовремя остановить транспортное средство; какие пункты Правил дорожного движения нарушены.
  5. Существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
  6. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
  7. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?

Какие вопросы решает автотехническая экспертиза технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП?

Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги; каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП; имелись ли на месте ДТП       уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?

Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?

Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей?

Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали совершению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и др.)?

Какие вопросы решает комплексная медицинская, психологическая и автотехническая экспертиза психофизиологического состояния водителя и других участников ДТП?

Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?

  • Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП; мог ли водитель предотвратить ДТП?
  • Объектами автотехнической экспертизы могут быть: место ДТП, транспортные средства и их части (узлы, детали, обломки).

Как определяют результативность автотехнической экспертизы?

Результативность автотехнической экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся протоколы осмотров места ДТП, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами, а также ряд иных сведений.

К ним относятся информация о:

  • состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине ям, выбоин, уклонов и пр.;
  • техническом состоянии и типе транспортного средства, его загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере;
  • положении транспортных средств относительно друг друга;
  • контактировавших частях транспортных средств; о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя;
  • применении водителем экстренного торможения;
  • расстоянии, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии;
  • наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП;
  • расстоянии, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда;
  • сведениях, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству;
  • действиях пешехода перед его выходом на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, резко изменил направление движения).

Дата редакции: 20.04.2016

Источник: https://Ceur.ru/library/articles/jekspertiza/item133548/

Судебная автотехническая экспертиза

Судебная автотехническая экспертиза: какие вопросы она решает для суда, кто ее проводит и когда нужна

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (ст. 55 ГПК РФ).

При рассмотрении споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскания страховых выплат (в том числе в порядке регресса и суброгации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.

Поскольку установление данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора и требует специальных познаний, суды назначают проведение экспертизы (ст.79 ГПК РФ).

  • — в ходе судебного заседания ответчик (страховая компания или физическое лицо) оспаривают отчет о стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, изготовленный по инициативе истца в досудебном порядке;
  • — неполнота и недостаточная ясность проведенных страховой компанией или истцом исследований восстановительного ремонта;
  • — наличие противоречий между двумя отчетами о стоимости восстановительного ремонта;
  • — невозможность разрешения ряда вопросов в ходе судебного заседания иным способом.
  • — представление страховой компанией заключения специалиста о несоответствии объяснений участников ДТП обстоятельствам происшествия;
  • — несоответствие степени повреждений автомашин обстоятельствам происшествия;
  • — наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения.

– направлена на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников;

Возможностью автотехнической экспертизы является установление места расположения транспортных средств в заданные моменты времени; определение скорости движения транспортных средств в заданные моменты времени; определение тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортными средствами в заданные промежутки времени, а также возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие путем торможения и др.

– направлена на определение стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости;

При проведении автотовароведческой экспертизы определяется: стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

– направлена на исследование следов (повреждений) на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;

В ходе транспортно-трасологической экспертизы возможно решение следующих задач: установление механизма дорожно-транспортного происшествия; определение траектории и характера движения транспортных средств и других причастных к дорожно-транспортному происшествию объектов до столкновения (наезда); определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент столкновения (наезда); установление места столкновения и др.

позволяет выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия; установить соответствие технического состояния транспортного средства, его узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения; установить причинно-следственную связь между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием, а также обстоятельства, способствовавшие возникновению неисправностей.

позволяет определить техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

— с какой скоростью двигалось транспортное средство до начала торможения, с учетом характера и длины следов торможения? Какова была скорость движения транспортного средства исходя из деформации, полученной при ударе о неподвижное препятствие? Какова величина тормозного, остановочного пути;

  1. — на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;
  2. — имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент возникновения опасности или обнаружения опасности в зоне видимости;
  3. — на каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего сигнала светофора на запрещающий сигнал?
  4. — установить сигнал светофора, который был включен для механического транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке?
  5. — имел ли водитель возможность произвести остановку управляемого им механического транспортного средства, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания ему запрещающего сигнала светофора?
  6. — кто из участников ДТП раньше выехал на проезжую часть перекрестка (если ДТП произошло в границах перекрестка)?
  7. — чем вызваны опрокидывание или занос данного механического транспортного средства?
  8. — какова действительная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом повреждений, зафиксированных в ……?
  9. — какова стоимости транспортного средства до ДТП, либо его остаточная стоимость;
  10. — какова величина утраты товарной стоимости.
  11. При назначении автотовароведческих экспертизы не всегда учитывается, что размер расходов на восстановительный ремонт определяется в зависимости от характера спора.
  12. Так, по спорам о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом региональных цен и с учетом износа деталей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.
  13. В случае полной гибели – в размере действительной стоимости автомобиля на дату дорожно-транспортного происшествия.
  14. По спорам, вытекающим из договоров добровольного страхования, размер расходов на восстановительный ремонт определяется в соответствии с условиями договора (с износом, без износа, по ценам официального дилера и др.)

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 79 ГПК РФ производство экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, обладающим специальными знаниями, необходимыми для ответа на поставленные вопросы.

  • Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо конкретным экспертом или экспертами.
  • Лица, участвующие в деле, вправе предложить конкретные кандидатуры специалистов для привлечения в качестве экспертов или экспертные учреждения.
  • При выборе судебно-экспертного учреждения, конкретного эксперта суды руководствуются положениями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и иными действующими законодательными актами.

Необходимо иметь ввиду, что судебно-экспертная деятельность согласно положениям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не лицензируется.

Заключение эксперта составляется в письменном виде и должно соответствовать требованиям установленным ст.86 ГПК РФ. Оно может быть принято судом в качестве доказательства, в случае если содержит подробный объективный анализ проведенных исследований и обоснование сделанных выводов.

Письменное заключение эксперта должно состоять из трех частей:

1. Вводная часть, в которой указываются наименование экспертного учреждения или данные об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, должность), предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.

307 УК РФ; подтвержденное подписью эксперта (экспертов); наименование экспертизы, ее номер, указание на то является ли она повторной, дополнительной или комплексной; наименование суда, назначившего экспертизу; дата вынесения определения о назначении экспертизы; дата поступления материалов, их наименование; наименование вещественных доказательств, материалов, образцов, документов, представленных на исследование, вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

2. Исследовательская часть содержит описание процесса исследования, в том числе осмотр, анализ и сравнение объектов экспертизы, методы и технические приемы, использованные экспертом при исследовании фактических обстоятельств, математические расчеты; указываются используемые приборы; результаты исследования; дается научное объяснение установленных фактов.

3. В заключительной части эксперт формулирует свои выводы, то есть ответы на поставленные на его разрешение вопросы. Выводы должны быть изложены в той же последовательности, в какой задавались судом вопросы. Выводы должны быть ясными, их формулировки не должны допускать различного толкования.

Заключение эксперта должно сдержать список нормативных документов, используемой им литературы, источников информации.

В случае если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, в соответствии с ч.2 ст.86 ГПК РФ он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта в соответствии с ч.3 ст.86 ГПК РФ является для суда необязательным, не имеет заранее установленной силы и оценивается судом по правилам, установленным в ст.67 ГПК РФ, то есть в совокупности с другими доказательствами.

Суд вправе не согласиться с выводами эксперта и, не назначая повторной экспертизы, решить дело на основании иных доказательств, дав им оценку в их совокупности.

— выход эксперта за пределы своей компетенции (в ходе проведения автотовароведческой экспертизы, эксперт исключил ряд деталей из оценки, указав, что они не могли быть получены в ходе данного ДТП. Однако данный вопрос мог быть разрешен только экспертом автотехником в рамках автотехнической экспертизы).

— самостоятельный сбор материалов и объектов экспертизы (Для установления механизма ДТП была назначена автотехническая экспертиза. Эксперт получил непосредственно от ответчика диск с фотографиями, произвел его исследование и сделал вывод на основании фотографий. Однако в ходе судебного заседания, истец оспаривал относимость данных фотографий к рассматриваемому делу.

В рассматриваемом случае налицо прежде всего ошибка суда при назначении экспертизы, заключающаяся в нарушении нормы ч. 2 ст. 86 ГПК: «Эксперт не вправе… вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела…».

Данная ошибка суда послужила основанием для назначения повторной экспертизы судом апелляционной инстанции).

  1. — несоблюдение процессуальных требований к заключению эксперта (в том числе отсутствие в заключении необходимых по закону реквизитов) (отсутствие в заключении эксперта его подписи о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; отсутствие указания на используемую литературу и примененные методики экспертного исследования, отсутствие аргументации выводов).
  2. Источник: Липецкий областной суд
  3. Заключение эксперта имеет исследовательскую и мотивировочную части
  4. Заключение объективное и полное
  5. Выводы эксперта носят однозначный характер
  6. Указанное экспертное заключение основано на действующей нормативной базе, полно и всесторонне отражает вопросы, связанные с восстановительным ремонтом автомобиля истца, завышений при определении величины ущерба повреждения данного транспортного средства судом не усматривается.

Пункт 3 общих положений Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 24 мая 2010г. №361) предусматривает, что размер расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается:

а) на дату дорожно-транспортного происшествия и

б) с учетом условий и географических границ товарных рынков материалов и запасных частей, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.

В данном случае ДТП, в котором пострадал автомобиль истца, произошло на территории N-ой области. Поэтому при расчете суммы восстановительного ремонта ТС, экспертом применялись цены, сложившиеся в N-ом регионе на дату ДТП.

Расчет стоимости затрат на устранение аварийных повреждений произведен с использованием программного продукта и ПС-Комплекс 4. Каких-либо ограничений на использование компьютерных программ при расчетах восстановительного ремонта действующие научно разработанные методические рекомендации не содержат.

  • Объем и характер повреждений, исходя из которых экспертом произведены расчеты восстановительного ремонта по данному страховому случаю, соответствуют повреждениям, зафиксированным в актах осмотра оценщика (основном и дополнительном)
  • Выполнено квалифицированным специалистом
  • Специалист имеет необходимое профессиональное образование (высшее техническое образование)
  • Специалист имеет достаточный практический опыт в области оценки, необходимые экспертные квалификации по системе экспертных специальностей Минюста России, в частности является компетентным и соответствует требованиям добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов по специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости»
  • Специалист имеет необходимый стаж работы по специальности.
  • Эксперт предупрежден об уголовной ответственности
  • Специалист аккредитован в системе добровольной аккредитации экспертов-техников при РСА
  • Заинтересованности эксперта не усматривается

Статьей 14 федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено право оценщика самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

В то же время статьей 15 названного закона предусмотрена обязанность оценщика соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования указанного федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.

Применяемые судами критерии оценки заключения эксперта по определению стоимости восстановительного ремонта застрахованного ТС, позволяющие признать его надлежащим доказательством и положить в основу решения.

Источник: https://kaskoinfo.ru/vsrf/sudebnaja-avtotehnicheskaja-jekspertiza.html

Что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна? Тонкости и нюансы процедуры

Каждый из нас в своей жизни был свидетелем аварии, но не каждый ее участником. Когда человек попадает в дорожно-транспортное происшествие, он не всегда понимает, как и по какой причине это произошло. А иногда и понимает, но не хочет признавать свою вину.

В этом случае проводиться судебная экспертиза автомобиля при ДТП. Она помогает установить реальные причины аварии, главного виновника, а также совокупность всех повреждений автомобиля после дорожно-транспортного происшествия.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва

Показать содержание

Что это такое и когда нужна?

Самой важной частью в судебной автотехнической экспертизе является установление зачинщика аварии. Это может быть водитель, пешеход или же что-то другое. Виновнику аварии придется выплатить всем пострадавшим компенсации за нанесенный во время столкновения ущерб, а потерпевшему необходимо будет доказать, то что этот ущерб есть, установить его оценочную стоимость.

К большому сожалению, зачастую зачинщики аварии не всегда соглашаются со всеми претензиями, которые ему предъявляют потерпевшие. Да и сперва на месте аварии тоже сложно определить, по какой причине она произошла, чьи действия непосредственно привели к этой ситуации. А иногда бывает и так, что определение виновника на месте ДТП является ошибочным. Судебная экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно в таких ситуациях, когда требуется:

  • оценить стоимость ущерба;
  • установить реального виновника аварии;
  • составить всю картину данного происшествия.

Техническая экспертиза автомобиля является важным звеном для судебных и следственных органов, вычисляя виновника ДТП и все обстоятельства данной аварии. Это очень важно, поскольку малейшая деталь дорожно-транспортного происшествия может уменьшить или увеличить степень ответственности водителя автомобиля, а также указать и других виновных в этой ситуации.

Во многих источниках судебно-медицинскую экспертизу машины при ДТП еще называют «дорожно-транспортной». Ряд экспертов-профессионалов считают его более верным, ведь объектами исследования является не только транспортное средство, но и состояние дороги, дорожных знаков, конструкций, действия каждого из водителей и прочее.

Экспертиза включает в себя проверку:

  1. технического состояния машины;
  2. причин поломки автомобиля;
  3. обстоятельств, которые привели к аварии.

Существует множество причин, когда самостоятельно разобраться с причинами аварии сложно. В этом случае участники происшествия прибегают к независимой судебной экспертизе.

Причины необходимости судебных экспертиз:

  1. Неоднозначность причины аварии.
  2. Невозможно разрешить спорную ситуацию без профессиональных автотехнических знаний.
  3. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия.
  4. Споры со страховыми компаниями по поводу выплаты компенсации за ущерб.
  5. Споры с зачинщиком аварии по поводу выплаты. Одна из сторон придерживается собственной позиции, с которой может быть не согласна другая.

Например, не обойдется без судебной экспертизы ситуация, когда пострадавший утверждает, что все вмятины, на его машине появились именно после этой аварии, когда на самом деле это может быть не так. Виновник аварии может отговариваться и доказывать, что он абсолютно не причастен к появлению этих повреждений.

После обращения в суд и проведения оценки авто, специалист, который будет заниматься этим делом, на основе многих факторов, может доказать, что вмятины на машине были получены еще до дорожно-транспортного происшествия.

На что помогает ответить, какая основная задача?

Судебная автоэкспертиза после ДТП исследует не только сами транспортные средства, но и все основные моменты и факторы, которые стали причиной аварии.

После проведения данного расследования становятся ясными ответы на следующие вопросы:

  • Какие причины и обстоятельства послужили возникновению дорожно-транспортного происшествия?
  • Кто является реальным виновником в данной ситуации?
  • Какой ущерб принесла эта авария пострадавшей стороне?
  • Сколько стоило транспортное средство пострадавшего до аварии?
  • Какова стоимость годных остатков автомобиля после аварии?
  • Какова стоимость ремонта ущерба после аварии?
  • Каков размер повреждений, полученных после ДТП?
  • Все ли повреждения соответствуют полученным именно после этой аварии?
  • С какой скоростью ехали автомобили?
  • Каким был тормозной и остановочный путь?
  • Как были расположены транспортные средства относительно друг друга?
  • Причиной аварии послужили невнимательность и незнание водителей, или же какие-то посторонние факторы на дороге?

Таким образом, основной задачей проведения экспертизы автомобиля для суда является определение стоимости ремонта и реального причиненного ущерба.

Предмет в обстоятельствах аварии

Что же является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП:

  • все данные, свидетельствующие о произошедшей аварии;
  • техническое состояние транспортного средства;
  • скорость его движения во время ДТП;
  • механизм ДТП;
  • загруженность;
  • режим движения;
  • покрытие проезжей части и многое другое.

Все это устанавливается экспертом-автотехником на основе своих знаний и материалов данного дела.

Сроки проведения судебной экспертизы могут отличаться в зависимости от сложности аварии. Но обычно, период проведения экспертизы составляет 15-30 рабочих дней. Специалисту необходимо будет разобраться с каждым из участников аварии, внимательно изучить все документы и материалы, составить общую картину ситуации, выяснить характер повреждений и оценочную стоимость ремонта.

В важных и неотложных случаях, за дополнительную плату сроки экспертизы могут сократиться до 3-5 дней.

Факторы, от которых зависит срок проведения экспертизы авто:

  • загруженность специалистов;
  • сложность ДТП;
  • срочная подготовка отчета.

Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:

  1. Участников аварии уведомляют о проведении судебной экспертизы автомобиля, времени и месте проведения.
  2. Проводится тщательный осмотр машины пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии и места, где случилась эта авария.
  3. Полученные сведения определенное время анализируются, составляются в одно целое.
  4. Специалист, занимающийся этим делом, составляет итоговое заключение по ДТП, которое передает заявителю.

Кто может инициировать?

Стать инициатором проведения судебной экспертизы может любой из участником аварии, а также судья, правоохранительные органы или даже страховая компания (если она гарантирует взятие всевозможных издержек на себя).

Назначение ее будет одобрено в том случае, когда инициатор сам докажет необходимость экспертизы, а в заявлении ходатайства напишет, какие именно обстоятельства и вопросы необходимо выяснить.

Составление ходатайства

Для того чтобы начать судебную экспертизу, необходимо подать в суд ходатайство. Ходатайство может быть объявлено как устно, так и письменно. Но второй вариант считается более правильным.

  • Ходатайство составляется в вольном виде, так как никакого специального формуляра для заполнения пока что не существует.
  • В ходатайстве инициатор должен перечислить все спорные моменты, которые ему хотелось бы выяснить, вопросы, на которые он бы хотел получить ответ, указать желаемого исполнителя работ, а также четко и ясно прописать доказательство необходимости в этой экспертизе.
  • Если, помимо имеющихся материалов и документов, приобщенных к гражданскому делу, у вас появились дополнительные доказательства, необходимо также приобщить их к материалам дела.

Данное ходатайство будет рассматриваться в суде со всеми участниками процесса. Любой из них сможет заявить возражением на представленные доказательства и материалы дела, подготовить свои документы и вопросы для выяснения обстоятельств, обратиться к другому эксперту.

Законом разрешено самостоятельно выбирать эксперта, который будет заниматься исполнением работ.

Но главное, чтобы он был не имел непосредственного отношения к страховой компании, в этом случае выплата компенсации за автомобиль по суду может сильно минимизироваться.

При указании своего специалиста, инициатор должен помнить, что на данную работу в рамках ОСАГО может претендовать только эксперт, который состоит в реестре экспертов-техников при Минюсте России.

Сколько будет стоить?

Стоимость судебной экспертизы, как и ее сроки, является индивидуальной для каждого случая. В среднем она варьируется от 5 до 15 тысяч рублей в 2018 году. Но в случаях, требующих более подробного анализа, цена может быть завышена в несколько раз.

Что влияет на определение цены судебной экспертизы:

  • срок проведения;
  • тяжесть повреждений;
  • запутанность в выяснении обстоятельств;
  • методы проведения экспертизы;
  • компетентность и востребованность эксперта.

Существует огромное количество случаев, когда участники дорожно-транспортных происшествий бывают не согласны с итогами экспертизы.

Любая из сторон имеет право приводить оправдывающие себя доказательства и аргументы.

Однако для того чтобы обжалование рассмотрели и заново провели разбирательство, необходимо иметь очень весомые доводы, в противном случае это будет лишняя трата денег и времени. А также обе стороны обязаны ознакомиться с новым возобновлением экспертизы.

Что можно считать вескими доводами для повторной судебной экспертизы автомобиля при ДТП?

  • минимальная оценка реального ущерба, нанесенного автомобилем виновника аварии ТС пострадавшего для суда;
  • несоответствие с реальными обстоятельствами;
  • объяснение ситуации без логических выводов;
  • указание не всех материалов и документов, фигурирующих в расследовании;
  • недостижение конечного результата и т.д.

При оформлении вторичного ходатайства заявитель должен соблюдать правила его написания:

  1. Обозначить свои данные и адресата, которому направится этот документ.
  2. В названии уточнить, что это ходатайство о повторной экспертизе.
  3. Написать информацию о выводах предыдущей экспертизы, о том, кто ее проводил.
  4. Описать доводы, которые заставляют усомниться в их достоверности.
  5. В заключении написать просьбу о назначении повторной судебной экспертизы автомобиля.
  6. Приложить новый список вопросов, на которые нужно ответить.
  7. Если имеются иные доказательства своей правоты, приложить их к материалам дела.
  8. Написать дату составления, подпись и её расшифровку.

После того как судья получит новое ходатайство, ознакомившись с ним, он принимает соответствующее решение по данному вопросу. Он имеет право удовлетворить ходатайство полностью или частично, а также отклонить его вообще, если посчитает, что приведенные факты и аргументы не являются весомыми.

Именно поэтому при подаче нового ходатайства лучше воспользоваться услугами опытного юриста, который поможет разобраться в данной ситуации, а также составить документ.

Таким образом, если возникает ситуация, когда, попав в аварию вы не можете точно вычислить виновника, причины по которым так вышло или же реальный зачинщик отрицает свою вину, а также масштаб нанесенного им ущерба, необходимо прибегнуть к помощи судебной экспертизы автомобиля при ДТП. Специалист-автотехник поможет точно разобраться в ситуации, доказать вину или невиновность определенного участника аварии.

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/avtoekspertiza/posle-dtp/vidy/sudebnaya.html

Ссылка на основную публикацию